Оценка стоимости бизнеса с помощью затратного подхода
Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия. Базовой формулой в затратном подходе является:
Собственный капитал = Активы - Обязательства
Собственный капитал 2009 год = 28595 - 6985 = 21610 тыс.руб.
Собственный капитал 2010 год = 22135 - 7071 = 15064 тыс.руб.
Собственный капитал 2011 год = 17598 - 6985 = 10613 тыс.руб.
Таким образом, наблюдается снижение собственного капитала ООО «Термопласт» в 2010 году на 65463 тыс. рублей по сравнению с 2009 годом, на 4451 тыс. рублей в 2011 году по сравнению с 2010 годом.
Данный подход представлен двумя основными методами:
- методом стоимости чистых активов;
- методом ликвидационной стоимости.
Метод стоимости чистых активов включает в себя несколько этапов:
.Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования.
. Выявляются и оцениваются нематериальные активы.
. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений, как долгосрочных, так и краткосрочных.
Оценка рыночной стоимости машин и оборудования. Объекты машин и оборудования характеризуются следующими отличительными чертами:
Не связаны жестко с землей;
Могут быть перемещены в другое место без причинения невосполнимого физического ущерба, как самим себе, так и той недвижимости, к которой они были временно присоединены;
Могут быть как функционально самостоятельными, так и образовывать технологические комплексы;
В зависимости от целей и мотивов оценки объектом оценки могут выступать: одна отдельно взятая машина или оборудование (типичный случай - определения страховой стоимости, купля - продажа, передача в аренду); множество условно независимых друг от друга единиц машин и оборудования (типичный случай - переоценка основных фондов); производственно - технологические системы: комплекс машин и оборудования с учетом имеющихся производственно - технологических связей (типичный случай - при ликвидации предприятия, когда имущество распродается так, чтобы на его основе потенциальный покупатель мог организовать производство, при оценке машин и оборудования как части оценки рыночной стоимости всех активов).
Для определения стоимости восстановления или стоимости замещения, являющихся базой расчетов в затратном подходе, необходимо рассчитать затраты (издержки), связанные с созданием, приобретением и установкой оцениваемого объекта.
Под стоимостью восстановления оцениваемых машин и оборудования понимается либо стоимость воспроизводства их полной копии в текущих ценах на дату оценки, либо стоимость приобретения нового объекта, полностью идентичного оцениваемому по конструктивным, функциональным и другим характеристикам тоже в текущих ценах.
Под стоимостью замещения оцениваемой машины или оборудования понимается минимальная стоимость приобретения аналогичного нового объекта, максимально близкого к оцениваемому по всем функциональным, конструктивным и эксплуатационным характеристикам, в текущих ценах. Остаточная стоимость замещения определяется как стоимость замещения за вычетом износа.
Нематериальные активы можно подразделить на четыре основные группы:
.Интеллектуальная собственность.
.Имущественные права.
.Организационные расходы.
.Цена фирмы (Гудвилл)
. Интеллектуальная собственность. В этот раздел входят следующие нематериальные активы:
Объекты промышленной собственности.
Промышленные образцы, под которыми понимается соответствующее установленным требованиям художественно - конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.
Товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров или услуг другого производителя, для отличия товаров, обладающих особыми свойствами.