Факторы, способствующие успешной мотивации туристической фирмы в России и за рубежом
Варианты ответов:
- Один, потому что проще;
- Много, потому что дешевле;
Применять надо то, что действует.
Как показал опрос, подавляющее большинство отечественных предприятий пока склоняются к первому ответу, а третий, казалось бы, наиболее «правильный» вариант на словах признается, но в реальности не выполняется.
Прежде чем перейти к выяснению наиболее популярных методов стимулирования, предпринимаемых руководством российских компаний, авторы данного опроса (а именно А. Буринстров, Н.Газенко) интересовались, как они сами оценивают организацию системы мотивации сотрудников на предприятии в целом.
Результаты были следующие: 24% опрошенных заявили, что мотивация высока, 43% опрошенных оценили уровень мотивации на предприятии как низкий, 9% затруднились с ответом. Оставшаяся часть опрошенных (24%) ответили, что «Мотивации на предприятии нет».
В связи с полученными ответами на первый вопрос интересно узнать: предпринимаются ли со стороны руководства действия, чтобы повысить мотивацию сотрудников (рис.3.1.1.)?
Рис.3.1.1. Результаты применения руководителями действий по повышению мотивации сотрудников
В качестве самых популярных методов стимулирования в российских компаниях были названы следующие: привязка зарплаты к результатам труда, ее повышение, мероприятия по сплочению коллектива и создание возможности карьерного и профессионального роста сотрудников. Рейтинг мероприятий по повышению мотивации персонала на российских предприятиях проиллюстрирован в Приложении 3.
Необходимо отметить, что под возможностью карьерного и профессионального роста понимается только профсоюзный рост сотрудников. Это объясняется тем, что исследованные компании действуют на рынке уже достаточно длительное время и коллектив сформирован; бурного же расширения не происходит и расширения штата соответственно тоже. Большая часть предприятий является малыми, в которых небольшой коллектив, и возможности подняться по ступенькам карьеры ограничена, поэтому на этих предприятиях актуально повышение собственной квалификации.
Также некоторые российские компании оплачивают своим сотрудникам занятия спортом, путевки, базы отдыха, оформляют медицинские страховки, дарят ценные подарки, а также предоставляют возможность пользоваться бесплатно или со скидкой благами фирмы, услугами, товарами, которые она реализует.
При этом мужская часть коллектива на этих предприятиях ратовала за предоставление возможности занятия спортом, а женская - за предоставление медицинской страховки и других способов заботы о своем здоровье.
Несмотря на то, что привязка зарплаты к результатам труда, используется руководством чаще всего, она оценивается как действенный метод стимулирования сотрудников, так как она чаще всего зависит от процента или объема продаж, реализации или от выполнения плана и имеет небольшую величину.
Улучшение условий труда ставили на первое место, как правило, организации, которые занимаются торговлей и инженерно-проектными работами.