Мотивационные свойства личности
). боязнь обесценивания себя в собственном мнении;
). боязнь обесценивания себя в глазах окружающих;
). боязнь не затрагивающих «Я» последствий.
Люди с преобладающим мотивом избегания неудач малоинициативные, избегают ответственных заданий. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели, хотя нередки и исключения из такого поведения. С мотивом достижения связаны и такие свойства личности, как настойчивость и упорство [5].
По данным Д. Макклелланда, формирование мотива достижения во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на овладевающее поведение и самостоятельность).
Кроме того, некоторыми авторами выделяются другие формы направленности мотивации. Р. В. Уайт для тех, кто стремится к высокому мастерству, ввел термин «мотивация эффективности». Он считает, что человек активен потому, что испытывает потребность в эффекте своих действий. Когда попытки приводят к удовлетворению этой потребности, возникает чувство компетентности, сопровождающееся переживанием радости и удовольствия. Очевидно, что этот вид мотивации близок по смыслу мотивации достижений.
У некоторых людей существует мотив избегания успеха, потому что они боятся негативных последствий, прежде всего - социального отвержения за свои карьерные успехи. Этот мотив возникает у мужчин и женщин в ситуациях, когда их профессиональный выбор не соответствует традиционным полоролевым представлениям общества (например, профессия няни или воспитателя детского сада - для мужчин, роль предпринимательницы или министра обороны - для женщин).
Выделяют также мотив избегания усилия, который представляет собой стремление выйти из ситуации достижения кратчайшим путем и с наименьшими затратами. Это мотивационное свойство формируется исключительно при участии семьи и окружения. Оно образуется на основе фрустрационного опыта ребенка в сочетании со слабым стремлением к успеху и сильным избеганием неудачи. Причем мотив избегания усилия существенным образом отличается от мотива избегания неудачи. Индивид с мотивом избегания неудачи заинтересован в успехе деятельности, а достигнув его, повышает активность. Индивид же с мотивом избегания усилия заинтересован не в результате, а в выходе из ситуации, и при успешном решении задачи он резко снижает активность.
Родители, не оказывающие поддержки своим детям, постоянно ограничивающие их инициативу, создают тем самым предпосылки для формирования у своих детей мотива избегания усилия [5].
При исследовании мотивации сотрудников необходимо учитывать, что успешность человека в той или иной сфере деятельности сильно зависит как от особенностей профиля его мотивации, так и от его природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и человек добивается больших успехов [9].