Экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий
С общественной точки зрения эффективность представляет собой степень достижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов. Какими бы ни были основные или производные цели, структура организации и ее деятельность, организационные изменения должны оцениваться по их реальной эффективности. Наряду с этим целесообразно использовать понятие производительности, означающей максимизацию организацией своих целей при минимальной затрате ресурсов. Эффективность и производительность взаимосвязаны между собой, но вместе с тем существуют и определенные отличия.
Рассмотрение эффективности с точки зрения целей и ресурсов концентрируется на двух условиях: достижение цели является необходимым условием производительной деятельности организации и производительное использование ресурсов является необходимым, но недостаточным условием для эффективности. Эти два момента отражают материальную заинтересованность общества в результатах деятельности организации.
Действительный процесс оценки эффективности организации значительно более трудный, чем можно себе представить. Эффективность может стать неопределенным и изменчивым критерием. Один руководитель определяет эффективность размерами прибыли, в то время как другой измеряет ее в таких понятиях, как конкурентоспособность, престиж в деловом мире или в глазах общественности, расширение предприятия. Или, например, президент компании, преследуя цели снижения себестоимости, завоевания рынка или получения прибыли, направляет ее деятельность по достижению поставленных целей такими методами, которые приводят к возникновению у подчиненных проблем морального характера, что, в конечном счете, наносит ущерб предприятию.
Эффективность представляет собой составляющую ряда видов деятельности - цикла «вводимые факторы - процесс - выход продукции» и адаптации к окружающей среде.
Точные математические расчеты эффективности управления персоналом подтвердили, что затраты на отбор сотрудника, если он произведен качественно, окупаются. Регулируя действия всех переменных, влияющих на критерий полезности отбора, менеджер по персоналу ежегодно приносит организации с каждого нанятого работника чистой прибылью 20 - 25% от заработной платы этого сотрудника. Это позволяет получать с каждого сотрудника почти четвертую часть его доходов ежегодно.
Это невозможно без использования современного программного обеспечения, поскольку за этими цифрами - тяжелая и кропотливая работа, состоящая из нескольких этапов - собеседование, тестирование, анализ данных и принятие решений, составление прогнозов относительно успешности будущего сотрудника и т.д. Значительную часть этой работы помогает осуществить комплекс компьютерных психодиагностических методик.
Разработка и внедрение предлагаемых рекомендаций требует определенных инвестиций, поэтому необходимо определить их целесообразность, выявить лучший вариант. В связи с этим необходимо определить затраты для реализации мероприятий.
Таблица 3.2. Затраты на реализацию проекта
Вид затрат |
Наименование единиц измерения |
Сумма |
Затраты на приобретение и установку программного оборудования и оргтехники |
руб./2009 г. |
15 000 |
Затраты на проведение ежегодной аттестации персонала |
руб./2009 г. |
7000 |
Затраты на проведение конкурсов профессионального мастерства |
руб./2009 г. |
1500 |
Срок использования проекта после его внедрения |
2009-2013 гг. |
5 |
Ежегодное значение дохода, которое планируется получать после внедрения проекта |
руб. |
30 000 |
Текущие ежегодные затраты |
руб. |
8 000 |
Годовой дисконт |
% |
10 |