Теории мотивации
Мотивация - процесс побуждения себя и других к определенной деятельности, направленной на достижение личных целей или целей организации. Основа этого процесса - использование разнообразных мотивов, среди которых выделяют материальные, социально- психологические, духовные, творческие.
Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения.
Теория Х, У, Z. В основе - отношение человека к труду. Теория «Х» изначально была разработана Ф. Тейлором, затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию «У».Теория «Z» была предложена значительно позднее, в 80 гг 20 века , В. Оучи (модель поведения и мотивации человека).
Теория «Х». Базируется на нескольких предпосылках:
в мотивах человека преобладают биологические потребности
обычный человек имеет унаследованную любовь к работе и старается избегать работы. Труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный.
по причине нежелания работать большинство людей только путем при -нуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства.
средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации
качество работы низкое, необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.
Теория «У» основана на других предпосылках:
в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать
физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры на отдыхе
нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек воспринимает работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда.
внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей
ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением в самовыражении
обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому
многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека. Стимулы побуждения к труду в теории «У» располагаются в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение.
Теория «Z».
в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности
люди предпочитают работать в группе и выбирают групповой метод принятия решений
должна существовать индивидуальная ответственность за результат труда
предпочтителен неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов критериев оценки
на предприятии должна существовать ротация кадров с постоянным самообразованием
предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста
администрация проявляет постоянную заботу о сотруднике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем
человек - основа любого коллектива, а именно он обеспечивает успех предприятия. Этой теории соответствуют японские работники крупных промышленных компаний. Стимулы побуждения к труду в этой теории эффективный в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение (13).
На сегодняшний день существуют разные точки зрения о возникновении мотивации как процесса. Различают содержательные и процессуальные теории.
Содержательные теории - основываются на выявлении тех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. К этой группе относят теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга, Скиннера Бернарда.
Процессуальные теории - более современные теории, основаны на моделях поведения людей с учетом их восприятия и познания (теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера - Лоулера).
Основополагающими понятиями любой теории являются потребности и вознаграждения.
Все потребности человека могут быть классифицированы на первичные и вторичные. Первичные потребности являются физиологическими и врожденными (потребность в пище, воде, потребность в дыхании, сне, в продолжении рода, сексуальные потребности, одним словом те потребности, которые заложены в генетическом коде людей). Вторичные потребности являются психологическими (потребность в успехе, уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности кому-либо, чему-либо). Они возникают в связи с накоплением жизненного опыта. Потребности служат мотивом к действию. Связь между поведением людей и мотивами их поступков можно описать различными моделями. Наиболее распространенная модель выглядит следующим образом: Потребности - Мотивы - Поведение - Цель.