Правовые основы оценки результативности деятельности муниципалитетов в Российской Федерации
Источники муниципального права, исходя из федеративной формы государственного устройства России, можно разделить на три уровня:
ü Федеральные - нормативные правовые акты РФ;
ü Региональные - нормативные правовые акты субъектов РФ;
ü Местные - нормативные правовые акты муниципальных образований.
Основным источником муниципального права является Конституция Российской Федерации. Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, на самостоятельное решение вопросов местного значения, на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета.(7, С.130-133) Положения Конституции о самостоятельности местного самоуправления и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, означает не утрату самоуправления властной природы, а невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к местному самоуправлению.(8, С.321)
Вторым базовым источником являлся Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.(9)
К специальным законам в области муниципального права можно отнести также Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации. Источниками муниципального права являются Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и постановления Конституционного Суда. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации(10, С.78)
. Источниками муниципального права на уровне субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов.(11, С.81-87)
. Закон о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие. Например, Областной закон Ленинградской области от 30.05.2005 N 37-оз (ред. от 26.12.2005) "Об органах местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" «определяет численность депутатов и срок их полномочий, порядок избрания на первый срок, а также формирования представительного органа муниципального района. Кроме того, приводятся требования к кандидатам на должность главы местной администрации».(12)
К нормативным правовым актам местного самоуправления относятся:
) решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, сходе граждан;
) решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;
) решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.
К важнейшим источникам муниципального права на уровне местного самоуправления относится устав муниципального образования.(13, С.10)
В рамках данного исследования интерес представляет Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", принятый в целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".