Правовые основы оценки результативности деятельности муниципалитетов в Российской Федерации
Указом устанавливаются показатели, которые необходимо учитывать для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
К таким показателям, в частности, относятся: отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа (муниципального района); доля населения, охваченного профилактическими осмотрами; доля амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения; число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения; доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен капитальный и текущий ремонт; площадь земельных участков, предоставленных для строительства; объем жилищного строительства; уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Перечень дополнительных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов должен быть разработан Правительством РФ в срок до 1 сентября 2008 года. Одновременно с этим органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендуется, в частности, поощрять достижение наилучших показателей.(14)
Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. N 1313-р установлены дополнительные показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
При оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления учитываются, в частности, такие факторы как среднемесячная номинальная начисленная зарплата работников, объем предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения медицинской помощи в расчете на одного жителя, доля детей, посещающих детские сады, средняя наполняемость классов в школах, протяженность автодорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, общий объем расходов бюджета муниципального образования, доля собственных доходов местного бюджета и др. Предусмотрены показатели, необходимые для расчета неэффективных расходов местных бюджетов. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе выделять из региональных бюджетов гранты городским округам и муниципальным районам для содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления. Даны рекомендации по порядку выделения таких грантов.(15)
Главы местных администраций городских округов и муниципальных районов обязаны ежегодно представлять в высший исполнительный орган власти субъекта РФ для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления доклады о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период. Утверждены типовая форма доклада и методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления. Например, «Сводный доклад Ленинградской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах Ленинградской области» подготовлен по результатам мониторинга достигнутых значений показателей по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (далее - Указ № 607), распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1313-р и представленных в докладах глав администраций муниципальных районов и городского округа Ленинградской области, размещенных на сайтах соответствующих муниципальных образований согласно пункту 3 Указа № 607, по следующим направлениям: