Эффективность работы некоммерческих организаций
Очевидно, что чем больше общественных благ создается в некоммерческом секторе, тем более он эффективен. И люди оценивают его полезность (производимый им совокупный экономический и социальный эффект), направляя тем или иным способом ресурсы на создание общественных благ.
Конечно, здесь есть и другой момент. Оценка эффективности некоммерческих организаций через объемы финансирования вызывает порой сильное отторжение у общественников, которые имеют дело с различными социальными и духовными проблемами (помогающими людям с ограниченными возможностями, развивающими национальную культуру, спасающими экологию и т.д.). Ведь они привыкли говорить о социальном эффекте и делать упор на измерение социального эффекта, как показателя эффективности деятельности.
Тем не менее, эффективность является оценочной категорией, выражающей отношение ценности продукта к ценности затрат. Все что угодно может оказаться неэффективным для человека с соответствующей системой ценностей. Наши понятия об эффективности и неэффективности определяются тем, что мы ценим. Реальным объектом критики в этом случае должна быть либо система ценностей людей, либо права, которыми они пользуются.
Чтобы можно было сравнивать эффективность некоммерческого сектора в разных условиях, например, в Беларуси, Украине, Литве, Германии, США и т.д., где разный уровень развития экономики, разная численность населения и разные правовые правила игры, давайте введем такой показатель, как «Уровень социальной ценности производимых общественных благ». Уровень социальной ценности (УСЦ) - доля ресурсов, направляемых на создание общественных благ, в общем объеме находящихся в распоряжении ресурсов.
Граждане, бизнес, правительство оценивают совокупный социальный эффект, создаваемых некоммерческим сектором общественных благ, выделяя на их создание часть имеющихся в своем распоряжении ресурсов. И чем больше доля ресурсов направляется на общественное благо, тем больше уровень доверия и оценки оказывается некоммерческому сектору, тем более эффективным он признается общественностью.
Уровень социальной ценности для граждан общественных благ, создаваемых некоммерческим сектором, можно оценить как отношение объема частных пожертвований плюс стоимость волонтерского труда, деленное на общие доходы населения. Другими словами, сколько имеющихся в распоряжении граждан ресурсов они готовы заплатить за создание НКО общественных благ.
Уровень социальной ценности для правительства, создаваемых некоммерческим сектором общественных благ, можно оценить как отношение объема государственных субсидий, деленное на доходы государственного бюджета. Другими словами, сколько имеющихся в распоряжении государства ресурсов они готовы направить на создание НКО общественных благ.
Уровень социальной ответственности бизнеса можно оценить как отношение объема благотворительных пожертвований, деленное на объем прибыли (в Беларуси на благотворительные цели бизнес может тратить средства исключительно из прибыли).
Эффективность управления затратами
Во многих странах некоммерческие организации называют «non-profit», то есть неприбыльными. От этого англоязычного термина пошел миф о том, что некоммерческие организации не должны иметь прибыли.
НКО являются неприбыльными организациями потому, что извлечение прибыли не является целью их деятельности. Возникающая в ходе деятельности НКО прибыль не делится между учредителями, а направляется на развитие и создание общественных благ. Любые организации, даже некоммерческие, обязательно должны работать с прибылью. Это определяется, прежде всего, тем, что расходы имеют устойчивую тенденцию к превышению доходов, и со временем эту организацию ожидает неминуемое банкротство или ликвидация, а для ее развития, как известно, нужны свободные средства или источник прибыли.
Затраты и прибыль НКО
Постоянные организационные издержки - это издержки, которые идут на общеорганизационные расходы (аренда офиса, оплата труда персонала, связь, амортизация и т.д.). Переменные производственные издержки - это издержки, которые идут непосредственно на создание частных и общественных благ (материалы, гонорары, услуги производственного характера и т.д.). В целом затраты (полные издержки) - это сумма постоянных организационных и переменных производственных издержек.
Прибыль - часть доходов НКО, которая идет на создание активов, развитие. Другими словами, доходы на покупку оборудования, на обучение персонала, стоимость волонтерского труда и т.д. Прибыль НКО складывается из прибыли, возникающей в ходе создания частных благ (называют эту часть прибыли коммерческой), и прибыли, возникающей в ходе создания общественных благ (называют ее социальной).