Необходимость управления деятельностью организации и эволюция менеджмента
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан американским инженером Фредериком Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.
Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввел контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. Главная заслуга Ф. Тейлора состояла в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Главное внимание Тейлора было направлено на повышение производительности труда и систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и на отдых [25, с. 301].
Теория Тейлора предполагала одностороннее влияние управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчинение управляющему. Этому способствовало то, что в полученном задании рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог нарушить. Вместе с тем одним из принципов научной организации труда он выдвинул «тесное сотрудничество администрации и рабочих», что основывалось на учете социального состояния и интересов групп и личности работающих. По мнению Тейлора, тесное сотрудничество служило сглаживанию противоречий между предпринимателями и рабочими.
Родоначальником теории общих принципов управления предприятием, дли административной школы управления, был французский исследователь Анри Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс административного управления на пять основных функций, которые до сих пор используются в управлении организацией: это предвидение, планирование, организация, координация и контроль.
А. Файоль выдвинул теорию общего подхода к анализу деятельности администрации и на этой основе сформулировал строго обязательные принципы администрирования. По мнению Файоля, управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов. Он понимал администрирование как составную часть управления, включающего, кроме административной, производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую составляющие.
А. Файоль полагал, что цель менеджмента заключается в повышении эффективности производства путем разработки методов и форм совершенствования системы управления организацией в целом. Он считал, что необходимо концентрировать внимание на административной деятельности менеджера на всех уровнях управления предприятием (фирмой) [22, с. 78].
Файоль сформулировал следующие требования к управлению:
− разделение труда. Цель разделения - выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях;
− полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность - их противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность;
− дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, а также справедливо применяемые санкции;
− единоначалие. Рабочий должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;
− единство руководства. Каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
− подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
− вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, им должны платить справедливую зарплату;
− централизация. Необходимо обеспечить наиболее, правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
− скалярная цепь. Это ряд руководящих лиц, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителей низового звена (линии власти). Без необходимости не следует отказываться от иерархической системы, однако поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
− порядок. Место - для всего и все - на своем месте;
− справедливость. Преданность персонала обусловливается справедливым отношением к нему администрации;
− стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;
− инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;