Необходимость управления деятельностью организации и эволюция менеджмента
− корпоративный дух. Единение - это сила, которая является результатом гармонии персонала [15, с. 207-208].
Из других представителей «административной школы» можно выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «менеджмент персонала», или управление рабочей силой, и М. Вебера, предложившего концепцию -«рациональной бюрократии».
По теории Вебера, предприятие - это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение, в частности, придается:
− технико-экономическим связям и взаимозависимости различных факторов производства;
− стремлению к сохранению стабильности, повсеместному контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий;
− представлению высших руководителей как людей, которые «мудрее, чем рынок».
В зависимости от характера власти, которой обладает руководитель, Вебер выделил три основных типа организации: харизматический (когда руководитель обладает исключительными личными качествами); традиционный (возникает из харизматического в тех случаях, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются руководителю, при шедшему на смену прежнему); идеальный (бюрократический) тип (основан на специальном разделении власти, где руководителю принадлежат функции лидера) [17, с. 229].
Эффективность управления, по Веберу, должна оцениваться системой показателей, отражающих использование внутренних ресурсов в процессе производства продукции или оказания услуг. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны обеспечиваться высокое качество, удовлетворение спроса, низкие затраты и цены, а также эффективность производства.
Представители функциональной школы - последователи концепции административного управления (Д. Муни, А.С. Рейли, Л. Гулик, Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтц, С.О'Доннел) ставили цель: разработать перечень функций, которые необходимо реализовать в качестве составных частей общего процесса управления. Все они считали основополагающими функциями планирование, организацию, контроль, которые должны осуществляться каждым менеджером. При разработке принципов менеджмента для всех предприятий (фирм) они особо выделяли единоначалие, степень контроля, делегирование полномочий, разделение труда.
Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений (1930-е гг.) впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». В ее основу положены достижения психологии и социологии. Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании.
Основателями этой школы были Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо, Определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц было дано М. Фоллетт.
В результате экспериментальных исследований, проведенных на заводах, Мэйо установил, что всесторонне разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда рабочих. Коллеги по группе иногда оказывали на работников более весомое влияние, чем требования руководителя и материальный интерес [23, с. 71].
Представители школы человеческих отношений считали, что если руководство заботится о своих подчиненных, то уровень удовлетворенности должен возрастать, а это в свою очередь положительно скажется на производительности труда. Среди рекомендаций школы - использование приемов управления человеческими отношениями через эффективные действия непосредственных руководителей, предоставление работникам более широких возможностей общаться на работе, консультации с ними, изучение их потребностей.
Концепция управления с позиции науки о поведении (1950-1960-е гг.) Ее основная идея - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Основателями поведенческой концепции являются Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт. Объектами этих и других исследователей были социальное взаимодействие, мотивация к труду; характер власти и авторитет, организационная структура, связи в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.
В заключение отметим, что представители этой школы пропагандировали свой подход как наилучший путь решения управленческих проблем. Главным в теории поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении людей всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и предприятия (организации) в целом. Однако дальнейшие исследования показали, что не все методы этой школы носят универсальный характер. Такие приемы, как изменение содержания работы и привлечение работника к управлению предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и только в некоторых ситуациях.