Структура экономического механизма менеджмента
Поэтому с точки зрения скорости и проработанности принятия управленческих решений децентрализация управления признана более эффективной.
Она предполагает передачу прав принятия решений низовым звеньям управления, а также наделение их полной хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности за значения полученной прибыли (рисунок 1). Однако в тех случаях, когда эти решения принимает только один низовой руководитель, то он затрагивает своим решением интересы зон ответственности других низовых руководителей. В итоге одна зона компетенции может вступать в конфликт с другими зонами, что может негативно сказаться на деятельности предприятия. Следовательно, децентрализация управления снижает координированность действий на предприятии.
Рисунок 1 -Пересечение зон ответственности подразделений структурных подразделений в организации
Принцип демократизации управления состоит в привлечении низового звена сотрудников к управлению.
Демократизация управления обогащает управленческие решения необходимой информацией, решает проблему мотивации персонала, создает обстановку лояльности коллектива руководству.
Демократизация управления как развитие партнерских отношений между предпринимателями и их работниками предполагает:
− ослабление диктата менеджмента;
− заинтересованность рабочих в успешной деятельности организации;
− улучшение трудовых отношений на производстве (сокращение текучести кадров, прогулок и забастовок, улучшение климата в производственном звене) и пр.
Таковы основные принципы менеджмента. Что касается функций менеджмента, то они подразумевают тщательное изучение рынка (маркетинг), планирование предложения и организацию запланированной на фирме производственной деятельности. При этом процесс контроля в схеме управления связан с установлением определенной степени соответствия фактического результата производственной деятельности организации, плановым показателям. При расхождении, носящем негативный характер, возникает необходимость мотивации персонала, поскольку это способно существенно повысить производительность труда на предприятии [24, с. 73].
Экономические методы менеджмента основаны на сочетании коммерческого, внутрифирменного расчета, а также механизма ценообразования.
Коммерческий расчет дает возможность понять организации, за какую цену ее продукция (услуги) могут быть проданы на рынке (в случае уравновешивания спроса и предложения).
Внутрифирменный расчет дает организации возможность понять, во что ей обойдется предложение на рынок той или иной продукции (услуги). После сопоставления рыночной цены и себестоимости продукции (работ, услуг) можно судить о доходности производственной деятельности фирмы, предлагающей данный вид продукцию.
В заключение отметим, что механизм ценообразования на предприятии определяется состоянием конкурентной среды на рынке предлагаемой продукции: монополия (в том числе временная), олигополия, монополистическая конкуренция и почти полностью свободная конкуренция. При монополии можно значительно увеличить рыночную цену, с последующим ее снижением по мере приближения конкурентов. При почти полностью свободной конкуренции для вхождения в рынок цена продукции сначала будет близка к себестоимости, а затем, при появлении конкурентных преимуществ, повысится.