Особенности развития и перспективы российского менеджмента
В 1970-980-х гг. наиболее важным направлением совершенствования управления производством в России явилось широкое внедрение комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП). Эта система успешно функционировала на многих предприятиях различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, в строительстве, на транспорте, в коммунальном хозяйстве и службе быта.
Внедрение КС УКП было принципиально новыми крупным шагом в совершенствовании управления. В этой системе четко проявились целенаправленность и комплексность управления, реализация основных принципов научного управления производством на основе стандартов предприятия.
В КС УКП выдвинута главная цель управления: постоянное обеспечение соответствия качества продукции потребностям народного хозяйства и населения и систематическое повышение на этой основе эффективности производства. Эта цель дифференцируется по направлениям деятельности предприятия и по стадиям жизненного цикла продукции так, что каждое производственное подразделение имеет конкретную цель в решении задачи повышения качества продукции. Для обеспечения целевой направленности из общего состава конкретных функций управления в КС УКП выделяются специальные функции, ориентированные на качество [21, с. 16-17].
Так как качество продукции зависит от многих факторов, потребовалось обеспечить комплексность управления, охватить управляющими воздействиями все эти факторы: постоянно осуществлять совокупность технических, экономических, социальных и организационных мероприятий. Комплексность КС УКП проявилась и в том, что управление качеством в ней осуществляется на всех стадиях жизненного цикла продукции: при исследовании и проектировании продукции, изготовлении и испытании опытного образца, при серийной изготовлении продукции, в процессах транспортирования, хранения и продажи, в процессах потребления. Комплексной является и организационно-техническая основа системы: неавтоматизированные звенья, функционирующие на основе планов и стандартов по схеме «человек - нормативный документ», и автоматизированные звенья управления, функционирующие по схеме «человек - ЭВМ - нормативный документ».
Стандартизация ориентирована на установление показателей качества, методов и средств их контроля и оценки. Это позволяет создавать необходимые для управления информационные банки данных и формировать организационный механизм управления, обеспечивающий взаимодействие предприятия-изготовителя продукции с конструкторскими (модельными) и проектно-технологическими организациями, с поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов, с заказчиками (потребителями) [27, с. 309].
Стандарты обладают свойствами, обеспечивающими повышение уровня организации управления: научной обоснованностью, конкретностью, обязательностью, динамичностью и прогрессивностью. В государственной системе стандартизации были отработаны методы проектирования стандартов, их разработки, утверждения, регистрации, доведения до исполнителей, внедрения, хранения, пересмотра и т.д. Стандарты устанавливают, что, кто, как и когда должен сделать для достижения того или иного конкретного результата.
В силу своей обязательности стандарты существенно способствуют повышению дисциплины во всех ее формах (трудовой, технологической, плановой, договорной и др.).
Через стандарты предприятий благодаря демократической форме их разработки практически реализовывалось участие трудящихся в управлении. В сочетании с обязательностью стандартов это обеспечивало реализацию принципа демократического централизма в управлении.
Опыт показал, что на предприятиях, внедривших КС УКП, значительно повышаются качество продукции и экономические показатели (удельный вес продукции высшей категории качества в общем выпуске продукции, производительность труда, фондоотдача), снижаются брак, число рекламаций, материалоемкость продукции, ускоряется реализация продукции.