Анализ системы барьеров выхода на внешний рынок
Процедура изучения зарубежных рынков с точки зрения анализа их открытости проходит в несколько этапов.
. Составляется перечень всех привлекательных для экспортера рынков.
. Производится ранжирование внешних рынков по ряду следующих критериев:
ввозная (импортная) квота, которая определяется как отношение объема ввоза импортной продукции к объему потребления данного вида товаров в стране в определенный период времени (обычно за год); чем она больше и чем больше абсолютные размеры импорта товаров и услуг, тем привлекательнее для экспорта выглядит данный рынок;
уровень валового внутреннего продукта и валового национального продукта, показатели национального дохода и реальных доходов населения;
инвестиционная политика, как государственная, так и частных инвесторов;
импортное регулирование, жесткость тарифных и нетарифных ограничений;
стабильность правового режима;
оценка географического положения страны и конкретного товарного рынка.
. Оценивается уровень прибыльности рынков, для чего необходимо сравнивать цены на рынке со стоимостью товара (с учетом всех издержек).
. Исследуется степень открытости рынка для иностранных производителей и поставщиков.
Степень открытости рынка для международной торговли может быть оценена по степени проникновения импортной продукции, определяемой как удельный вес импортных поставок в общем объеме реализации продукции на внутреннем рынке.
. Анализируются различные рестрикции (ограничения), связанные с деятельностью иностранных конкурентов, в частности барьеры входа и выхода на зарубежный рынок.
В каждой стране имеется множество правил, регулирующих коммерческую деятельность в пределах ее границ. Эти правила зачастую выступают в качестве торговых барьеров. Торговые правила находят свое место и в межгосударственных соглашениях о свободной торговле.
Торговый барьер - это искусственное ограничение свободной торговли между странами в виде высоких таможенных пошлин, квот и других ограничений импорта и экспорта, введения жесткого валютного контроля. Есть и более широкое понятие торгового барьера, которое включает в себя различные барьеры поведенческого характера, такие как язык, административные помехи, доступность информации, помехи психологического характера. В общем, под входными барьерами на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового и другого характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок. Эти барьеры могут носить структурный характер, либо определяться поведением субъектов, уже действующих на данном рынке. Также существуют барьеры, связанные с сужением географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастания конкуренции с импортными товарами в условия ограниченного спроса. Особое место занимают барьеры входа на рынок, вызванные действиями органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики. К ним относится лицензирование, налогообложение, фиксация цен, государственная помощь отдельным хозяйствующим субъектам.
Применение во внешнеторговой политике различных торговых барьеров несет в себе как преимущества, так и значительные недостатки. С одной стороны, каждая страна нуждается в развитии торгово-политических отношений с другими странами и в их поддержке, а с другой стороны, на этапе развития своих экономических производственных мощностей национальные производители нуждаются в защите своих интересов и в поддержке государства. Невозможно полностью исключить из международной торговли торговые барьеры, но также нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами.