Анализ системы барьеров выхода на внешний рынок
•
административные запреты на ввоз или вывоз товаров в регион (хотя официально такие барьеры запрещены, существует бесчисленное множество примеров нарушения);
•
личные связи между частным бизнесом и местными властями, приводящие к установлению благоприятных условий для отдельных предприятий, что заметно осложняет вступление на данный рынок фирм, не обладающих подобными возможностями;
•
барьеры, вызванные действиями органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики, к которым относятся мероприятия регулирующего характера со стороны федеральных или местных органов власти (нередко именно эти меры создают дополнительные барьеры для входа на рынок: лицензирование деятельности, квотирование производства, усложненный порядок регистрации совместных предприятий, препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и служебных помещений);
•
барьеры криминального характера: наличие сложившихся неформальных отношений между органами власти и крупными предприятиями, лоббирование интересов предприятий в местных и федеральных органах власти;
•
отсутствие развитых институтов инфраструктуры рынка, создающих в экономически развитых странах необходимую среду для эффективной конкуренции, к которым относятся информационная система, система стандартизации и оценки качества продукции, кредитно-финансовые институты, товарные биржи;
•
барьеры, связанные с общим состоянием окружающей среды: экологические нормы и ограничения на использование земель, лесных угодий, недр, запасов полезных ископаемых (в последнее время их влияние усилилось).
В настоящее время именно административные запреты являются наиболее значимыми барьерами для входа на многие национальные рынки зарубежных конкурентов.
В последнее десятилетие не малую роль в проникновении национальных компаний на мировые рынки стали играть международные стандарты. Тем самым международная стандартизация становится важнейшим аспектом маркетинговой стратегии компаний, ориентированных на зарубежные рынки. В связи с этим необходима гармонизация национальных систем сертификации и стандартизации с международными.
В рамках ВТО действует специальный Комитет по техническим барьерам в торговле, который поддерживает контакты с Международной организацией по стандартизации.
При этом под техническими барьерами эксперты ВТО понимают меры технической политики, относящиеся к стандартам и стандартизации, а также проверке соответствия стандартам, нормам безопасности, правилам сертификации.
Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ) входит в пакет документов, принятых по результатам «Уругвайского раунда» ГАТТ, и присоединяющаяся к ВТО страна должна принять обязательства по выполнению соглашений по техническим барьерам в торговле без каких либо исключений. Поскольку национальные стандарты довольно часто выступают препятствием для международного обмена товаров и услуг, положения соглашения по техническим барьерам содержат основные нормы ГАТТ/ВТО, предусматривающие, что барьеры, установленные на национальном уровне, не должны препятствовать международной торговле товарами и услугами.
Торговые барьеры, характерные для сотовых компаний.