Сущность и основные теории мотивации персонала
Мотивация как функция управления реализуется через систему стимулов, т.е. любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении.
В настоящее время организация эффективной системы стимулирования персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента. Типичными проблемами в организациях, связанными с низкой мотивацией персонала являются [46]:
высокая текучесть кадров;
высокая конфликтность;
низкий уровень исполнительской дисциплины;
некачественный труд (брак);
нерациональность мотивов поведения исполнителей;
слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения;
халатное отношение к труду;
отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников;
проблемы "общественного сотрудничества" в деятельности фирмы;
низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных;
низкий уровень межличностных коммуникаций;
сбои в производственном процессе;
проблемы при создании согласованной команды;
слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников;
противоречия в отношениях между предпринимателем и работником;
низкая эффективность методов нормативного описания труда;
неудовлетворенность работой сотрудников;
низкий профессиональный уровень персонала;
безынициативность сотрудников;
деятельность руководства негативно оценивается персоналом;
неудовлетворительный морально психологический климат;
недостаточное оснащение рабочих мест;
недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва;
неразвитость соцкультбыта предприятия;
нежелание сотрудников повышать свою квалификацию;
не налаженность системы стимулирования труда;
несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником;
низкий моральный дух в коллективе;
проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту и многие другие.
Построение эффективной системы мотивации требует изучения теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования. Также для этого необходимо знать основные теории мотивации в историческом разрезе.
Первые шаги в направлении изучения механизмов мотивации были сформированы в рамках школы научного управления. Основоположником классической теории научного менеджмента считается Ф. У. Тейлор. Умозаключения ученого были просты и сводились к следующим утверждениям: если энергичные рабочие, которые работают напряженно, обнаруживают, что зарабатывают не больше ленивого работника, у них не будет интереса делать столько, сколько они могут.
Лидером движения за внедрение новых форм и методов управления предложенных Тейлором - хронометр и система премиальной оплаты, позднее получивших наименование «школы человеческих отношений», стал Э. Мэйо [28, с.45].
Знаменитые эксперименты Э. Мэйо позволили открыть новые направления в теории управления. Э. Мэйо обнаружил, что не всегда, даже четко разработанные рабочие операции и достойная зарплата, ведут к увеличению производительности труда. Силы, возникающие в процессе взаимодействия между людьми, часто превосходят усилия руководителя. Не редко работники гораздо сильнее реагируют на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и различные материальные стимулы.
Проведенные на протяжении XX в. Научные исследования позволили дать определенные обобщения, в результате сформировались теории мотивации, которые можно разделить на две группы: процессуальные и содержательные.
Содержательные теории мотивации определяют внутренние побуждения (потребности), заставляющие людей действовать определенным образом. К представителям этих теорий относятся: А. Маслоу, Ф.Герцберг, Д. МакКлелланд.
Процессуальные теории основаны на изучении поведения людей, учитывают их восприятие и познания. К основным процессуальным теориям относятся теории ожидания, справедливости, а также модель мотивации Лортера-Лоулера.