Мотивационная характеристика и принципы выбора методов менеджмента
Алгоритм выбора методов менеджмента включает следующие действия:
1) исследование, анализ и оценку ситуации, характера интересов участников совместной деятельности;
) выявление направлений воздействия;
) выбор состава и содержания методов;
) обеспечение условий для применения выработанных методов;
) осуществление практической работы по применению методов.
Требования, предъявляемые к свойствам методов менеджмента:
- методы должны быть объективными, соответствовать законам, на которых базируется управленческая деятельность;
методы должны представлять собой систему, т.е. должны быть взаимообусловленными и пропорциональными по силе воздействия;
методы должны обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллективных, государственных и общественных интересов.
Ограничением для свойств и силы действия методов менеджмента являются объективные экономические, организационные, психологические законы, действующие в стране социальные нормативы, этические нормы, а также законодательные акты директивных органов.
Условием эффективности применения методов менеджмента выступает их комплексное использование, направленное на одновременное удовлетворение объективно присущих людям экономических (имущественных), организационных, социальных и психологических интересов [19, с. 65].
В основу классификации методов менеджмента положена их мотивационная характеристика, т. е. те мотивы, на активизацию которых они направлены. С этих позиций методы менеджмента можно разделить на административные, экономические и социально-психологические.
В основу выбора и реализации методов менеджмента могут быть положены следующие принципы:
1) целенаправленности, т. е. их применение должно побуждать работников действовать для достижения определенной цели или их совокупности;
) реализуемости, т. е. должна присутствовать возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовать избранный метод воздействия в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами;
3) системности, т. е. применяемые методы должны представлять собой единую систему;
) адаптивности, т. е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей адаптировать их к изменяющейся ситуации;
) эффективности, т. е. применение избранного метода должно обеспечивать достижение максимально возможного социального и экономического эффекта при минимальных затратах на разработку мероприятий, реализующих метод [2, с. 146].
Важно отметить, что эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства всех групп методов - экономических, административных, социально-психологических. Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты - эффективными, полезными обществу и каждому из нас.