Система внутрикорпоративной коммуникации в организации
В настоящее время рост динамичности и неопределённости деловой среды привел к тому, что персонал компании менее защищен, менее уверен в своем будущем. Таким образом, успех управления внутренним корпоративным имиджем во многом определяется умелым влиянием на определенные стороны имиджей, посредством информационного воздействия грамотно выстроенной сети внутренней коммуникации.
С позиции системного подхода организации - это социальная система, создаваемая для реализации определённых экономических, политических, культурных и иных целей. Таким образом, организация рассматривается как совокупность частей и элементов, связанных общими целями и отношениями. [1, с 158].
Долгое время было принято считать, что личное и общественное - отдельные, непересекающиеся миры. На самом деле это не совсем так: отношения между людьми, даже деловые, всегда имеют некий личностный оттенок. Поэтому сейчас все чаще говорят о необходимости формирования внутрикорпоративных коммуникаций. [1, 160 ].
В целом, коммуникационные процессы, в которых участвуют организации, могут быть разделены на две крупные сферы:
· коммуникация внутри организаций;
· внешняя коммуникация.
Обе эти сферы входят в компетенцию службы PR. Аббревиатура PR расшифровывается «public relations» - связи с общественностью. PR - это управленческая деятельность, профессиональное управление репутацией компании.
Как формальные, так и неформальные коммуникации осуществляются по правилам грамматики внутригруппового общения. Отдельные индивиды также могут выполнять как функциональные, так и дисфункциональные роли, причем в организации часто наблюдаются два параллельных ряда ролей: формальные и неформальные (например, неформальный лидер).
Многое зависит от руководителя организации, поэтому его функциям посвящен ряд социологических и психологических исследований. Обычно выделяют следующие стили руководства: авторитарный, демократический и мягкий (попустительский). На рисунке. 1 изображены отношения руководства и сотрудников при той или иной разновидности коммуникативного стиля.
Структура организации предопределяет и направления коммуникационных потоков в ней, то есть, движения сообщений по различным каналам, между различными подразделениями и работниками этой организации:
вертикальные коммуникационные потоки идут от администрации к рядовым членам (приказ, постановка задач, убеждение, поддержка, контроль, кризисная коммуникация) и от рядовых членов к администрации (отчет, запрос, служебная записка, профсоюз, собрание);
горизонтальные коммуникационные потоки - между равными по рангу членами организации (производственная коммуникация, обмен мнениями, собрание, перекур, беседа в кафе после работы);
внешние коммуникационные потоки - это любые сообщения, связанные с пересечением условной границы организации (реклама и корпоративная реклама, статьи, интервью, выставки, презентации, пресс-конференции, пресс-релизы, кризисная коммуникация).
В организации предусмотрены охранные механизмы для предотвращения деструктивной коммуникации (гриф «для внутреннего пользования», «для служебного пользования», «совершенно секретно»). Охранные механизмы ограничивают число участников коммуникации определенным кругом лиц [3, 170].
Помимо основных коммуникационных потоков, в организации могут наблюдаться и дополнительные (между руководителями и работниками разных подразделений, то есть, «по диагонали», между работниками и руководителями различных организаций - «в сторону»). Большую роль играет также неформальная коммуникация на всех уровнях (например, неформальные группы вне работы; игра в теннис / футбол; «чаепития», «утренники», «вечера» и т. п.). В англоязычной терминологии, grapevine (система слухов - дословный перевод «виноградная лоза») поставляет 66% информации работникам предприятия, 80% которой - информация «по делу», то есть, производственная. Внутренняя форма слова grapevine предлагает возможное графическое изображение коммуникационных потоков в виде ползущей и разветвляющейся сети, по-русски мы также говорим: «поползли слухи». [4, 175]