Психологические компоненты кадрового аудита
В настоящее время в управлении персоналом большое внимание со стороны руководителей любого звена уделяется психологической составляющей данного процесса.
Оценка работы персонала позволяет, с одной стороны, обеспечить нормальное функционирование отдельных подразделений и всей организации и успешное решение производственных задач, а с другой - более эффективно использовать потенциал работников за счет того, что система оценки позволяет повышать уровень мотивации, определяя направления их развития и стимулируя потребность в обучении и повышении квалификации.
Таким образом, проблемой науки управления персоналом является эффективная управленческая деятельность, как главный фактор успешного развития всех организационных процессов в организации. Так как менеджер - это руководитель, управленец, то именно от эффективности его работы с персоналом зависит успешное функционирование организации.
Психологический компонент кадрового аудита направлен на определение состояния, степени развития совокупности психологических качеств личности, которые определяются требованиями конкретных профессий или специальностей и способствуют их успешному овладению и последующей эффективной рабочей деятельности. /21, с.375/.
В практическом отношении психологический компонент кадрового аудита должен основываться на всестороннем изучении динамической функциональной структуры личности сотрудника, включающей все три перечисленные выше группы психологических качеств. Однако в ряде случаев при проведении психологической составляющей кадрового аудита может проводиться преимущественное изучение и какой-либо одной группы качеств, например оценка состояния профессионально важных психофизиологических функций (при отборе водителей автотранспорта, связистов и т.д.) или социально-психологических качеств (при отборе на специальности и должности, связанные с руководством коллективами).
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что разработка рекомендаций по психологическому аспекту кадрового аудита должна быть основана на последовательном изучении строго определенного комплекса вопросов с целью обоснования методических приемов и критериев оценки профессиональной пригодности.
С позиций психологического компонента кадрового аудита важным является представление о профессиональных способностях как об индивидуально-психологических качествах, особенностях, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности, об одаренности как "взаимодействующей совокупности способностей", о возможном разделении всех профессионально важных качеств с позиции общих, особенных и единичных. Однако применительно к задачам кадрового аудита представляется весьма важным дальнейшее изучение особенностей развития, формирования способностей в процессе профессионального обучения и их изменчивости под влиянием внешних и внутренних факторов деятельности, определения содержания конкретных профессиональных способностей и характера их компенсации в процессе деятельности и т.д.
Разработка и практическое использование рекомендаций по работе с персоналом требуют учета и соблюдения ряда принципиальных положений, определяющих методологию и методы решения указанной проблемы, организационные формы проведения аттестации, его связь с другими приемами обеспечения эффективной и безопасной деятельности. Необходимо учитывать общие принципы создания и использования системы профессионального психологического кадрового аудита. /2, с.265/.