Формирование и эволюция национальных моделей корпоративного управления
На современном этапе развития глобальной экономики в развитых странах сформированы основные принципы корпоративных отношений между акционерами (владельцами) корпораций, их менеджерами (исполнительными органами), кредиторами, наемными работниками, государством, различными общественными организациями.
Система корпоративных отношений строится с учетом следующих основных принципов:
- обеспечение максимальной эффективности корпорации,
- привлечения инвестиций,
- выполнения юридических и социальных обязательств,
- одинаковым отношением ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных,
- соблюдение установленных законодательством прав заинтересованных лиц,
- эффективное выполнение управленцами своих функций,
- обеспечение информационной открытости компании,
- своевременное и полное раскрытие информации по всем вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации [24].
Каждая страна имеет свою собственную модель корпоративного управления, характерные черты которой обусловлены особенностями национального менеджмента. Модели отличаются по составу участников, законодательной базе, которая регулирует их взаимоотношения, а также такими нюансами, как требования к раскрытию информации и тому подобное.
Вместе с тем существуют много общих черт корпоративного управления, что позволяет выделить три основных модели корпоративного управления:
англо-американскую модель, в которой важную роль играют независимые и саморегулятивные организации, а отношения акционеров между собой и с корпорацией четко определены на уровне местных корпоративных актов. В американских корпорациях нет доминантных инвесторов, акции широко размещены;
континентальную, и прежде всего немецкую, а также французскую модели, основанные на банковской системе (банки выступают кредиторами, голосующими агентами, депозитариями), акционерах и работниках;
японскую модель, которая основывается на тесной связи с ключевым банком и финансово промышленной сетью (кейрецу).
Англо-американськую модель применяют в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других стран. Характеризуется наличием индивидуальных и институциональных инвесторов и количеством независимых акционеров, то есть не связанных с корпорацией, их называют «внешними», или «аутсайдерами», а также четко разработанной законодательной базой, которая определяет права и обязанности трех ключевых участников-директоров, менеджеров и акционеров.
Акционерный капитал американских корпораций слишком распылен. В Великобритании и США владельцев типичных корпораций много, а часть их акций мала в сравнении с размерами корпорации. Поскольку нет основного владельца акций, ни одна отдельная группа лиц не может рассчитывать на верховенство своих интересов или особенные представительские права.
Американская модель корпорации создавалась с учетом рыночно- ориентированной финансовой системы на основе развитого рынка капитала, широкого набора разных финансовых инструментов. Промышленный капитал увеличивался за счет новых эмиссий акций, потому почти нет потребности в долгосрочном кредитовании как средстве увеличения капитала корпораций. Роль банков сведена к аккумулированию средств и краткосрочному кредитованию. На сегодня в США распространенные два основных вида корпораций: в первом консолидирующее ядро - банковский холдинг, во втором - производственно-технологический комплекс [15].
Каждая страна формировала национальную модель по-своему. Так, одной из отличительных особенностей современного американского корпоративного управления является практически полное отсутствие бизнес-групп. Иногда это объясняют особыми чертами американского или англо-саксонского права. Однако изучение истории корпоративного управления в США показывает, что в своем развитии американская система прошла через этапы как семейного, так и банковского капитализма [53].