Формирование и эволюция национальных моделей корпоративного управления
Многоуровневые корпоративные структуры появились в США во второй половине XIX в. и получили значительное распространение в начале ХХ в. Многие из них имели до десяти уровней и включали десятки и сотни компаний. В качестве примера можно привести семейные империи Рокфеллеров, Вандербильтов и Гоулдов, организованные в виде холдинговых компаний (трастов), в которых члены семьи контролировали фирму, владеющую контрольными блоками акций других компаний, которые, в свою очередь, также владели блоками акций в компаниях более низкого уровня и т. д. В начале ХХ в. Банк Моргана и еще несколько менее крупных инвестиционных банков (J.P. Morgan; Kuhn, Loeb, Kidder and Peabody; Lee, Hugginson) не только полностью контролировали выпуск ценных бумаг в стране, но и принимали значительное участие в деятельности многих американских корпораций.
Однако уже в 1928 г. Федеральная комиссия по торговле (Federal Trade Commission) подготовила критический отчет о деятельности бизнес-групп, обвинив их в монополизме и плохом корпоративном управлении. В отчете говорилось, что пирамидальные бизнес-группы являются угрозой как для инвесторов, так и для потребителей [54]. В период краха фондового рынка 1929 г. многие бизнес-группы объявили дефолт по долгам, что еще больше укрепило негативное отношение американского общества к пирамидальным бизнес-структурам.
В 1935 г. президент США Франклин Д. Рузвельт призвал к полной ликвидации бизнес-групп и холдинговых компаний посредством реформы корпоративного налогообложения, что привело к раздроблению бизнес-групп.
В результате налоговых реформ, проведенных администрацией Рузвельта, в 1936 г. началась массовая самоликвидация дочерних компаний в бизнес-группах. Последние реорганизовывались в компании с прозрачной структурой собственности одного уровня. Одновременно в 1933 и 1934 гг. была осуществлена реформа рынков ценных бумаг и банковская реформа. Банкам было запрещено владеть более чем 5% голосующих акций других компаний. Все эти меры привели к формированию американского типа корпоративного управления.
Большинство немецких корпораций традиционно отдают преимущество банковскому финансированию, а не акционерному, и потому капитализация фондового рынка незначительна в сравнении с мощностью немецкой экономики. Процент индивидуальных акционеров низкий, что отображает общий консерватизм инвестиционной политики страны. Таким образом, структура корпоративного управления сориентирована на сохранение контактов между ключевыми участниками, то есть банками и корпорациями.
Система в определенной степени противоречива по отношению к мелким акционерам: с одной стороны, она позволяет им вносить предложения, с другой - дает возможность компаниям ограничивать права акционеров по голосованию. Однако процент иностранных инвесторов достаточно значительный, что медленно будет влиять на модель, поскольку иностранные инвесторы защищают свои интересы.
Корпорации Японии - это самодостаточные, универсальные многоотраслевые экономические комплексы, которые имеют в своей структуре финансовые учреждения (банки, страховые, трастовые компании), торговые фирмы, а также производственные предприятия из всех отраслей хозяйства. На сегодня основу экономики Японии составляют 6 наибольших финансово промышленных групп: Mitsubishi, Sumitomo, Mitsui, Fuji, Daiichi Kangyo, Sanwa. Совокупный объем продажи этих групп-гигантов - около 15 % ВНП страны. Сегодня 75 % компаний, зарегистрированных на Токийской финансовой бирже, принадлежат одной из 6 групп [68]. Широкое использование корпорациями привлеченных средств - одна из причин японских экономических достижений.
К основным признакам каждой модели корпоративного управления относят: степень концентрации акционерного капитала, механизмы корпоративного контроля, требования к раскрытию информации для корпораций и др. В таблице 1.1 представлены особенности построения корпоративных структур в существующих моделях.