Формирование и эволюция национальных моделей корпоративного управления
Проблемы развития корпоративного сектора отражены учеными-экономистами в разных аспектах, а именно: правовая регуляция корпоративных отношений, формирование информационного поля, управление финансовыми ресурсами и развитием корпораций, гармонизация интересов участников корпоративного управления, перестройка системы корпоративных отношений, что позволяет в полной мере использовать все преимущества акционерной формы собственности.
В рамках подходов к определению понятия корпоративного управления можно выделить различные заинтересованные группы участников. В узком смысле в таком качестве выступают только менеджеры и владельцы корпораций, а в расширенном - процессы корпоративного управления рассматриваются как комплекс взаимоотношений не только между менеджерами и собственниками, но также между различными категориями владельцев: крупными и мелкие акционерами, реальными собственниками и кредиторами как потенциальными владельцами.
Под моделью корпоративного управления понимается организационная система управления объединением, реализация составных частей которой представляет и защищает интересы своих инвесторов. Национальные модели корпоративного управления являются комбинацией деловой практики, правового обеспечения и норм корпоративной этики и культуры.
В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует унифицированная модель корпоративного управления. Это связано с непрерывным нарастанием сложности стратегического управления коммерческими организациям, стремительным ростом неопределенности экономических процессов, влияние НТП и турбулентного окружения. При сравнительном анализе, специалисты оперируют в основном тремя моделями корпоративного управления: американской, японской и немецкой.
Существование различных подходов к проблеме построения структуры управления акционерным обществом обусловлено как историческими факторами развития той или иной страны, так и их экономическими, правовыми и социальными особенностями.
Структура управления акционерным обществом в конкретной стране определяется законодательством, регулирующим права и обязанности всех участвующих сторон; историческим опытом формирования структур управления в данной стране; менталитетом; уставом каждого акционерного общества. В настоящий момент выделяют три основные модели корпоративного управления. Это англо-американская, западноевропейская и японская модели.
В современных условиях совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов социально-экономического развития. Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления, как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия как иностранных, так и отечественных инвесторов, привлечению долгосрочных капиталов.
Процессы трансформации национальных моделей корпоративного управления в условиях глобальной экономической среды