Глобальная экономическая среда как основа процесса трансформации национальных моделей корпоративного управления

система международной торговли, построенная на согласованных правилах;

- транснациональное производство;

формирующееся единое информационное пространство;

глобальная финансовая система.

На рис. 2.2 представлены факторы глобализации мировой экономики, которые формируют экономическую среду для современных корпораций.

Рис. 2.2 Факторы глобальной экономической среды корпоративного управления [57]

На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 - транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби [ 57].

В таблице 2.1 представлены 10 крупнейших ТНК по версии Fortune Global 500 за 2010 г.

Таблица 2.1

Наибольшие транснациональные корпорации мира по версии Fortune Global 500 в 2010г.

Рейтинг

Компания

Оборот, млн. долл. США

Прибыль, млн. долл. США

1

Wal-Mart Stores

408,214

14,335

2

Royal Dutch Shell

285,129

12,518

3

Exxon Mobil

284,650

19,280

4

BP

246,138

16,578

5

Toyota Motor

204,106

2,256

6

Japan Post Holdings

202,196

4,849

7

Sinopec

187,518

5,756

8

State Grid

184,496

-343,000

9

AXA

175,257

5,012

10

China National Petroleum

165,496

10,272

11

Chevron

163,527

10,483

12

ING Group

163,204

-1,300

13

General Electric

156,779

11,025

14

Total

155,887

11,741

15

Bank of America Corp.

150,450

6,276

16

Volkswagen

146,205

1,334

17

ConocoPhillips

139,515

4,858

18

BNP Paribas

130,708

8,106

19

Assicurazioni Generali

126,012

1,820

20

Allianz

125,999

5,973

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6