Приближение национальных стандартов корпоративного управления к общемировым тенденциям
Хотя в мире нет единой модели корпоративного управления, но существуют общепринятые принципы, которые лежат в основе эффективного корпоративного управления и могут быть применены в широком диапазоне правовых, экономических и политических условий.
Появление общепринятых стандартов корпоративного управления обусловлено, прежде всего, ростом внимания к вопросам корпоративного управления в условиях глобализации финансовых рынков, либерализации движения капитала. Это попытка установления общепринятых, прозрачных и понятных во всем мире "правил игры" на финансовом рынке. Разработка международных стандартов корпоративного управления является также ответом общества на мировые финансовые кризисы и стремлением к стабильности финансовых рынков.
На начальном этапе формирования рыночных отношений в Украине становление корпоративного предпринимательства, а вслед за этим формирование и утверждение системы корпоративного управления и ее принципов столкнулись с целым рядом довольно серьезных объективных трудностей. Речь идет о таких общеизвестных факторах, как разрыв связей предприятий, входивших ранее в единый народнохозяйственный комплекс, полное отсутствие инфраструктуры рынка, технико-технологическая отсталость многих крупных предприятий и неподготовленность или даже отсутствие управленческого персонала, способного эффективно работать в рыночных условиях, отсутствие достаточных объемов накопленного капитала, несовершенство финансовой системы страны [29].
В Украине законодательная регуляция процессов возникновения и деятельности хозяйственных обществ, прообразов будущих корпораций, стала формироваться с начала 90-х годов. 20 в., после объявления политической и экономической независимости.
На сегодняшний день основными нормативно правовыми актами в данной сфере правовой регуляции является: Гражданский кодекс Украины [53], Хозяйственный кодекс Украины [4], Законы Украины «О хозяйственных обществах» [17], «Об акционерных обществах» [16], «О ценных бумагах и фондовом рынке» [19], «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного оборота ценных бумаг в Украине» [18]. Отдельного внимания заслуживает законодательство о приватизации, которое регулирует особенности деятельности обществ, созданных в процессе приватизации, а именно: Законы Украины “О приватизации государственного имущества”; “Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе”; «О государственной программе приватизации” и др.
сентября 2008 года Верховная Рада приняла Закон Украины «Об акционерных обществах» [16], что стало одной из наиболее важных и ожидаемых экономических реформ. Закон детально определяет порядок создания, деятельности, ликвидации, превращения, слияния, присоединения, разделения акционерных обществ; их правовой статус, права и обязанности акционеров, основателей, самого общества; механизм реализации этих прав и обязанностей. Закон вступил в силу через 6 месяцев после опубликования, то есть 29 апреля в 2009 г., а через 2 года после этой даты потеряют действие статьи 1- 49 Закона «О хозяйственных обществах».
Наличие такого важного закона в системе национального хозяйственного и инвестиционного законодательства означает появление цивилизованных правил в сфере корпоративного управления, обеспечивает системное решение многих проблем в этой области, будет способствовать становлению национального рынка капитала, прозрачности деятельности акционерных обществ. Привлекательность вложений в акции и защиту акционеров будет способствовать росту капитализации АО. Ввиду того, что государство владеет пакетами акций многих обществ, нормы закона направленные на защиту прав и интересов государства как акционера.
Принятие закона стало важным шагом на пути адаптации отечественного законодательства к законодательству ЕС. Также его наличие считают одним из условий для успешной интеграции в ВТО, которая поможет укрепить позитивный имидж Украины как страны с рыночной экономикой и повысить ее инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность отечественной экономики, будет содействовать экономическому развитию.
Законом внедряются такие важные нормы [43]:
- определение типов акционерных обществ в соответствии с международной практикой. Вместо открытых и закрытых общества станут публичными или частными. Следовательно, нужно будет изменить названия некоторых компаний, которые в настоящее время существуют, при этом в состав частного общества не может входить больше чем сто акционеров. В соответствии с законом публичное общество должно пройти процедуру листинга и оставаться в биржевом реестре по крайней мере на одной фондовой бирже;