Приближение национальных стандартов корпоративного управления к общемировым тенденциям
уплата всех исчисленных налогов;
соблюдение всех обязательных норм законодательства;
наличие всех государственных разрешений и лицензий, необходимых для деятельности корпорации;
ведение дел с органами власти без личностной заинтересованности, не прибегая к взяточничества или неправомерных средств влияния на принятие административных решений.
Однако, чтобы эти принципы действительно положительно влияли на деятельность корпорации, необходимо не только их соблюдение самой компанией, но и поддержка органов государственной власти, которые бы способствовали воплощению международной практики.
Кроме создания принципов корпоративного управления на надгосударственному уровне, существуют и национальные кодексы корпоративного управления, регулирующих деятельность компаний только на территории определенной страны. Поскольку деятельность транснациональных корпораций уже с самого ее определение выходит за пределы одной страны, она должна учитывать национальные особенности, как законодательства, так и управления. К числу таких документов можно отнести Кодекс Кэдбери (Великобритания, 1991г.), "Кодекс лучшей практики для немецкого корпоративного управления" (Германия, 2000г.), "Кодекс рекомендованного корпоративного управления" (Индия, 1998г.), "Кодекс корпоративной практики и поведения" (ПАР, 1994г.) и др.
Правовой статус кодексов корпоративного управления является неодинаков в разных странах. В одних он является частью общего пакета обязательных условий, которых необходимо придерживаться для того, чтобы ценные бумаги компании продавались на бирже. В других - кодекс является документом, который имеет лишь рекомендательный характер и не связан с любыми обязательными требованиями. Например, компании, прошедшие листинг на Лондоской и Торонтской фондовых биржах вовсе не обязаны следовать Кодекса Кэдбери, однако они должны указывать, следуют ли они рекомендациям этих документов, и объяснять причины отклонения от рекомендованных стандартов. В Бразилии и Мексике кодексы корпоративного управления являются добровольными. Однако, в Гонконге и ЮАР основные требования, изложенные в кодексах корпоративного управления, включенные до требований по обязательному раскрытию информации [58].
Национальные кодексы корпоративного управления различаются также и по содержанию, масштабах и детализации, однако почти все провозглашают четыре основополагающих принципа: равное отношение ко всем акционерам, чьи права должны соблюдаться; подотчетность совета директоров и менеджмента; раскрытие информации и прозрачность, то есть своевременное и полное предоставление финансовой и иной отчетности; ответственность за соблюдение интересов миноритарных акционеров и других групп интересов, а также за неукоснительное следование духу и букве закона. (Таблица. А.4).
Сейчас, по мнению специалистов МФК, уровень корпоративного управления в украинских компаниях, можно оценить как низкий или очень низкий [60]. В основном, это объяснялось тем, что большинство компаний не планируют выходить на внешние рынки ссудных капиталов, то есть ограничиваются самофинансированием и услугами отечественных банков. Однако, для ТНК, что уже действуют на территории Украины, установление этих принципов имеет важное значение, поскольку они дают возможность учесть определенные особенности как украинского законодательства, так и украинского стиля ведения бизнеса.
Таким образом, можно сделать вывод относительно корпоративных принципов управления, которые охватывают такие направления, как отношения с акционерами, поставщиками, работниками, общественностью и государственными органами и предусматривают максимальную открытость по отношению к ключевых участников корпоративных отношений и защита их от возможных махинаций со стороны менеджмента корпорации.
К главным принципам надлежащего корпоративного управления, принятых с мировой практике, относятся следующие [66]:
. Права акционеров (система корпоративного управления должна защищать права владельцев акций).
. Равное отношение к акционерам (система корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).
. Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией (система корпоративного управления должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активноесотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора).
. Раскрытие информации и прозрачность (система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении, результатах деятельности, составе собственников и структуре управления).