Сравнение динамики результативности деятельности ОМСУ и качества предоставления ЖКУ в ЛО, Республики Карелия и зарубежных странах
Местное управление в США характеризуется широкой децентрализацией, довольно высокой степенью независимости муниципалитетов от центрального правительства и штатов, отсутствием прямого подчинения органов местного управления государственной власти. (19, С.74) Власти штата определяют организационную и правовую структуру органов муниципального управления (на основе Конституции штата - внутренняя организация местных органов и их структура, виды налогов, лимиты налогообложения, регламентация финансовой деятельности местных органов).
У большинства муниципалитетов имеются муниципальные хартии, характеризующий правовой статус местных органов власти. Муниципальная хартия - свод законов штата, (даже если эти законы не собраны в единый документ) регламентирующих деятельность местных органов власти.(20, С.25)
Административное регулирование деятельности муниципалитетов обеспечивает функционирование органов местного самоуправления. Большое количество, нередко противоречивых подсистем федерального, штатного и муниципального уровня придает неоднозначный характер системе правового регулирования органов местного самоуправления. В США федеральный законодатель не касается вопроса правового регулирования деятельности органов местного самоуправления, оставляя правовую регламентацию местного самоуправления исключительно на усмотрение штатов.
Основная деятельность муниципалитетов - вопросы социального обслуживания. Административно-управленческие вопросы (полиция, пожарные, налоги), хозяйственные вопросы. Пределы полномочий муниципалитетов устанавливаются в правительственных постановлениях и министерских инструкциях путем детального перечисления их прав, обязанностей и предметов ведения, стандартов оказания услуг.
В США коммунальные услуги всегда были объектом пристального внимания со стороны частного бизнеса, причем с сильной конкуренцией. Например, энергохозяйство страны лишь частично находится в руках государства. В 20 городах США наблюдается конкуренция энергокомпаний посредством дублирования распределительных систем. Необходимо отметить, что в столь крупном объеме конкуренции распределительные сети имеются только лишь в США. Все это приводит к значительной экономии бюджетных расходов. Так, в структуре расходов бюджета Вашингтона жилищное строительство и коммунальные услуги составляют всего 5,9 %, городской транспорт - 3,5 %. Преобладающую долю составляют расходы на социальные нужды (образование, здравоохранение и др.).(21, С.77)
Функции регулирования вопросов местного управления, благодаря независимости Канады как федерального государства, постепенно переместились на уровень провинций. Как следствие, в Канаде сформировано около 10 различных систем муниципального управления. Наиболее похожие на действующие в США принципы организации местного самоуправления, (близкие к английскому прототипу) применяются в старых восточных провинциях.
В метрополиях, округах, деревнях, малых и крупных городах муниципальное управление регламентируется законодательством провинций и обладает такими полномочиями, которыми провинции сочтут возможным его наделить. Мэры, председатели городских и сельских советов, члены советов избираются по правилам, прописанным в законодательстве провинций. В ведении пяти тысяч муниципальных образований находится: канализация и водоснабжение, дороги, уборка мусора, строительные нормы, уличное освещение, библиотеки, парки, детские площадки. Высокий уровень оказания муниципальных услуг помогают выдерживать стандарты качества оказываемых услуг.
С учетом того, что руководство провинций считает этот путь наиболее эффективным и рентабельным, в последние годы широко распространилась тенденция слияния муниципалитетов. В ряде случаев провинции предоставляли специальных консультантов и организовывали комиссии по реструктуризации муниципалитетов. В других случаях, объединение происходило на добровольной основе.
В Скандинавских странах существует мощная сеть административно-территориальных органов управления и при этом их отличает не только многообразие форм, но и независимость в проведении экономической политики.
Местные правительства не только уполномочены выделять приоритеты, но, и обладают стабильными источниками финансирования в виде собственных средств - доходов бюджетов местных органов власти. В 2008 г. их доля в статье доходов совокупного бюджета составляла 803,7 млрд. долл. (около 30%). Основой столь солидных местных бюджетов является налоговая база, которая исчисляется 271 млрд. долл.