Сравнение динамики результативности деятельности ОМСУ и качества предоставления ЖКУ в ЛО, Республики Карелия и зарубежных странах
Являясь частью финансовой системы государства, бюджеты местного самоуправления берут на себя не только финансовые обязательства в целях уменьшения давления на федеральный бюджет, но и расходы, связанные с государственным регулированием экономики, стабилизацией экономической ситуации и стимулированием экономического роста на подведомственной территории, содействуя проведению политики, соответствующей интересам региона. Местным органам власти принадлежит заметная роль в регулировании размещения производительных сил - целевом использовании земель. Экономические, финансовые и административные меры, принимаемые местными органами власти, стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей хозяйства, создают условия для повышения конкурентоспособности частных предприятий. Широкое участие местных администраций в финансировании базисных отраслей экономики, а также в затратах на образование, здравоохранение, охрану и использование природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды способствует организации новых рабочих мест, расширению занятости населения.
Наряду с традиционным финансированием из местных бюджетов таких служб, как полицейская, пожарная, санитарная, рекреационная, все чаще из бюджетов выделяются средства на развитие экономической инфраструктуры (в частности, капиталоемких и требующих государственного контроля объектов: строительство мостов, дорог и т. д.). Местные органы власти осуществляют жилищное строительство для тех, чьи доходы ниже среднего уровня. Доля местных бюджетов в финансировании жилищных программ в среднем превышает 50% общенациональных расходов.(22, С.426)
Доходная часть бюджетов низших эшелонов власти формируется из трех источников: налоговые поступления; неналоговые поступления; субсидии федерального и штатских правительств. Федеральная помощь - это средства, получаемые от правительства в виде разного рода дотаций, субсидий, кредитов, которые условно можно разделить на целевые (программные) и свободные. Свободные средства, получаемые от федерального правительства, расходуются сообразно обстоятельствам - по усмотрению местных правительств, а целевые (программные) средства идут только на осуществление целевых федеральных социально-экономических программ. Федеральная и штатская помощь в местных бюджетов в 2006г. составляла 190,7 млрд. долл. (32,8%), в 2008 г. - 270,5 млрд. долл. (33,6%). За исключением помощи федерального и штатского правительства, все источники поступлений в бюджеты являются собственными доходами местных правительств.
К неналоговым источникам доходов местных бюджетов относятся: доходы от предоставления коммунальных услуг, доходы от продажи муниципальной собственности, доходы страховых фондов, доходы от продажи облигаций, ряд административных удержаний, сборы, платежи за лицензии, штрафы, пошлины и т. д. Всего неналоговые доходы в собственных источниках дохода в 2006 г. составляли 188,3 млрд. долл., или 48,3 и 32,4% общих доходов местных бюджетов, а в 2008 г. 262,7 млрд. долл. (соответственно 49,2 и 32,6%). Собственные налоговые источники играют большую роль в наполняемости местных бюджетов. Так, в 2008 финансовом году налоговые поступления составили 270,7 млрд. долл., что обеспечило 50,7% собственных доходов и 33,6% общей суммы доходов.(23, С.510)
Правительства многих стран сейчас ведут поиск путей перевода коммунальных служб из государственного сектора в частный, стремясь задействовать рыночные механизмы в целях улучшения показателя «затраты - эффективность». Приватизация в жилищно-коммунальном секторе отличается сложностью и многообразием форм, что обусловлено особенностями самой отрасли.
Практика показывает, что наиболее благоприятными направлениями развития частного бизнеса в системе муниципального хозяйства являются:
организации эксплуатации жилищного фонда;
бытовые, в том числе ремонтные услуги населению, благоустройство дворовых территорий, сбор, удаление и переработка бытовых отходов;
выполнение уборочных работ, озеленение;
ремонт и содержание дорог.
Например, в США доля частного сектора в таком виде услуг, как вывоз бытовых отходов, составляла в 1971 г. - 50 %, в 1993 г. - 80 %, причем услуги частного сектора оказались в среднем на 34 % дешевле, чем услуги муниципальных предприятий. (21, С.77).
В каждой стране имеются свои отличительные особенности приватизации муниципальных предприятий. Большой опыт перевода государственных предприятий жилищно-коммунального хозяйства в частный сектор накоплен в Великобритании. Британские консерваторы первыми в Западной Европе приватизировали общенациональные коммунальные службы (фактически целые отраслевые комплексы). Специфической особенностью приватизации в Великобритании стала именно распродажа отраслей с высокой степенью естественной монополии - отраслей коммунального хозяйства. Тенденция развития приватизации в Великобритании - полная приватизация в форме распродажи существующих активов. Предприятия общественного пользования, такие как телефонная связь, снабжение населения газом, водой, электричеством, автобусная служба (кроме Лондона), также перешли в частный сектор.(21, С.34)