Анализ социокультурной среды в международном маркетинге на примере азиатских стран
Основными игроками азиатского рынка являются Китай и Япония, один выделяется численностью населения и территорией, а второй экономической и финансовой мощью и технологией. Но Азия велика, и в ней много других крупных «игроков». На Индийском субконтиненте проживает свыше миллиарда человек. На долю Индонезии, которая уже сейчас занимает 4-е место в мире по численности населения, приходится около 200 млн. человек. В каждом из городов - Сеуле, Токио, Бомбее, Джакарте, Шанхае, Бейджине, Карачи, Тьенцине, Дели и Бангкоке - свыше 5 млн. жителей.
Помимо того, что азиатские государства имеют огромную территорию и численность населения, их отличает исключительно высокая производительность труда.
Рис. 2.3.1. «Тихоокеанское кольцо»
В 70-х гг. XX века среди экономистов и футурологов был популярен прогноз о том, что если XIX век принадлежал англичанам, XX американцам, то XXI век будет принадлежать японцам. Теперь этот прогноз кажется менее очевидным. Несмотря на то что сегодня экономика Японии почти в 2 раза превосходит по своим размерам экономику Германии и приближается к экономике США, современные темпы роста Китая и других стран Восточной Азии, а также непрерывный технологический и промышленный рост Калифорнии (8-е место в мире по ВВП) указывают на то, что в XXI в. центр тяжести мировой экономики будет находиться где-то посередине Тихого океана. «Тихоокеанское кольцо», как теперь принято называть этот регион, охватывает не только Китай, Японию, страны АСЕАН, но и ведущие экономические державы - США, Канаду, Австралию и Мексику, не говоря уже о Чили, Новой Зеландии и еще о полдюжине других стран, обладающих экономическим и торговым потенциалом.
Несмотря на то, что в Азии очень сильно развито соперничество между различными регионами, люди, населяющие этот огромный континент, несомненно, обладают общими чертами поведения, которые, несмотря на свои относительные различия в каждом азиатском государстве, эти народы резко отличаются от американцев и большинства европейцев. Ни одна страна в этом регионе не избежала полностью влияния конфуцианства и буддизма - двух вероисповеданий, которые оказали на малое влияние на образ жизни своих последователей. И даже в тех азиатских странах, где ислам считается
официальной религией (Индонезия и Малайзия), в поведении людей намного больше сходства с жителями Южной Азии, чем с мусульманами Ближнего Востока.
Вступая в деловые связи с жителями азиатских стран, западные бизнесмены сталкиваются с многочисленными трудностями и испытывают неудобства от всевозможных недоразумений. Несмотря на все многообразие восточного образа жизни, для того, чтобы найти правильный способ поведения, смягчающий трения и недоразумения, достаточно сосредоточить свое внимание на четырех центральных аспектах восточной психологии: учтивость, терпеливость, гармоничность и прагматизм.
• Учтивость
- высокие стандарты вежливости в обществе и в деловых отношениях; уважение к людям, старшим по рангу и по возрасту; смирение и мягкость.
Восточная учтивость не ограничивается учтивостью японской и не сводится к ней. Например, подробное описание разработанной системы местоимений, существующих в таиландском языке, которые позволяют человеку в любой ситуации проявлять должную степень уважения, почтительности и близости, занимает 64 страницы. В Малайзии и Индонезии где исповедуется ислам, такая почтительность проявляется в той же степени. В обеих этих странах очень доброжелательно относятся и к друзьям, и к иностранцам. Несмотря на то что умеренность в выражении своих чувств особенно сильно развита в Китае и Японии, ни в одной восточной стране не выносят эгоцентричной речи. Многие европейцы, а особенно американцы совершают ошибку, слишком громко заявляя о себе, что часто воспринимается восточным человеком как хвастовство, и, что хуже всего, чрезмерно увлекаются саморекламой. Даже англичане с их развитой дипломатичностью часто не способны проявить должную вежливость по отношению к азиатам, когда подшучивают над ними, а это может вызвать у них смертельное оскорбление.