Анализ деятельности организации в технологии антикризисного управления
19Важнейшим моментом в технологии антикризисного управления является анализ, деятельности организации, который может вестись в самых различных направлениях по самым различным методикам, с учетом специфики конкретной ситуации. Такими направлениями анализа могут быть:
20анализ персонала;
21анализ производственных технологий;
22анализ финансового состояния организации;
23анализ информационного обеспечения;
24анализ организации управления;
25анализ правового поля ;
26анализ положения организации в общественных отношениях;
27анализ безопасности и риска;
28анализ экономической ситуации и тенденций рынка.
Из всего многообразия направлений анализа необходимо отметить анализ финансово-хозяйственной деятельности . Он должен включать как анализ финансового состояния организации, так и анализ финансовых результатов ее деятельности.
Финансовое состояние выявляется на основе использования системы показателей, отражающих наличие, размещение, использование, движение ресурсов предприятия в денежном измерении. Оно формируется под воздействием множества факторов.
К основным направлениям анализа финансового состояния организации относятся:
29анализ динамики состава и структуры имущества организации;
30оценка движения источников финансирования;
31анализ состояния запасов и затрат;
32анализ финансовых коэффициентов.
Финансовые результаты деятельности предприятия в рыночной сфере оцениваются также целой системой индикаторов, определяющую роль среди которых играет прибыль и ее производные.
Информация о реальных размерах и местонахождении денежных средств организации, как правило, сосредоточена в следующих источниках: баланс, главная книга, договора.
В организации, находящейся в кризисе, часто происходят кражи и хищения. Возможные методы хищений и их отражение в документах ( в порядке убывания значимости и предполагаемых размеров хищений). Пути выявления.
1 Регулярные хищения через «обналичку». Оформляются безтоварными договорами. Услуги, как правило списываются на себестоимость. Надо выявить фирмы, с которыми у предприятия большой суммарный оборот.
2 Уход денег по товарным договорам ( договор на поставку есть, а товара нет). Фиктивные проводки через склад маловероятны (осведомленность широкого круга лиц). = > Проверка прихода на склад товара ( накладных и др.).
3 Учреждение новых фирм и перевод туда денег. Нужна доскональная проверка учредителей фирм, с которыми сотрудничает, а также проверка учредителей, которые создали их учредителей.
4 Хищения при поставках. Могут быть выявлены только при хорошем владении ценами на рынке.
5 Завышение расходов сырья, сбыт неучтенной готовой продукции (только если продукция пользуется спросом). Может быть выявлено только хорошими технологами.
6 Фиктивный найм работников.
Для выяснения всего вышеуказанного, а также, возможно, иных нарушений надо изучить и проанализировать калькуляцию себестоимости, которая в обобщенном виде есть в главной книге. Затем надо запросить и проанализировать документы, дающие расшифровку по подозрительным статьям.
Анализ информационного обеспечения показывает достаточность и ценность информации для принятия эффективных решений в антикризисном упрвлении.
Для его выполнения требуется:
1 выяснить, как организовано поступление управленческой информации руководству организации;
2 какая информация при существующей организации управления, из каких подразделений и от каких лиц, как часто и кому поступает;
3 определиться, устраивает ли эта система ГС, обеспечивает ли она руководство информацией, достаточной для оперативного управления.
Если нет, то определить:
1 Какая информация нужна для осуществления эффективного оперативного управления.
2 Источники информации (какие подразделения и лица).
3 Внести в положения о подразделениях и должностные инструкции пункты, обеспечивающие поступление руководству информации, указанной в пункте 1.
4 решить вопрос о своевременном предоставлении информации.
В анализе экономической ситуации большое значение приобретает себестоимость. Управление экономикой предприятия это в значительной мере управление себестоимостью. Управлять себестоимостью - это планировать и контролировать себестоимость, и далее предпринимать необходимые действия, связанные с маркетингом, бизнес-планированием, разработкой новых вариантов организации производства, управлением персоналом и т.д., с тем чтобы себестоимость вписывалась в определенные нормативы.
При работе с себестоимостью можно воспользоваться следующими рекомендациями: