Инструменты и технологии внутрикорпоративных связей с общественностью
главным источником информации для себя сотрудники считают своего непосредственного руководителя. Не получая от него сведений в достаточном объеме, они ищут другие источники, что приводит к рождению слухов, искажающих реальную ситуацию;
ведущий менеджмент компании для коллектива, как правило, «невидим». Это ошибка руководителей многих компаний, полагающих, что можно реально управлять людьми, не общаясь с собственным персоналом. Условия сотрудничества и взаимодействия в коллективе должны характеризоваться:
уверенностью друг в друге и доверием между руководителем и сотрудником;
свободным движением информации как вверх, так и вниз по иерархической структуре, а также налаженными горизонтальными каналами коммуникации;
удовлетворением членов коллектива своим статусом, обеспечивающим их активное участие в деятельности компании;
постоянным сотрудничеством в работе без злонамеренных интриг;
хорошим психологическим климатом;
положительными достижениями предприятия на рынке;
оптимистическими оценками будущего компании.
Основные принципы ПР для внутренних взаимосвязей определяются рядом существенных положений. [12,36].
Признание положительного вклада сотрудников в успехи предприятия.
Поощрение, одобрение. Все исследования в области коммуникационного менеджмента доказывают, что важнейшими стимуляторами являются деньги, а также различные привилегии, предоставляемые сотрудникам. Кроме них существует еще такой важный фактор, как простая похвала.
Свобода выражения сотрудниками собственного мнения по всем вопросам управления, включая обоснованную критику руководства.
Стирание граней между менеджментом и обычными сотрудниками в отношении привилегий.
Приоритет внутренних коммуникаций над внешними. Худшее, что может случиться с компанией, - это когда ее сотрудники узнают о плохих новостях из информационного выпуска по телевидению.
Непосредственное и косвенное вовлечение сотрудников в процесс управления, выявляя и учитывая их мнения, позиции, а также представленные ими идеи.
Информированность о планах организации. Сотрудники любой компании всегда стремятся знать, в каком направлении движется их организация и какова их реальная роль в этом процессе.
Обязательное выполнение обещаний, данных руководством компании.
Удовлетворение потребности сотрудников в персональном внимании; бейджи позволяют им обращаться друг к другу по имени. Коллеги быстрее узнают друг друга, что способствует формированию благоприятного психологического климата в компании.
При оптимальной организации менеджмента указанные мероприятия ПР-отдел проводит в согласовании с кадровой службой. Отличным инструментом для сбора объективной информации являются периодические опросы персонала путем анонимного анкетирования. Живое собеседование имеет преимущество интерактивности, когда вопросы работника тут же находят ответы.
Печатные средства внутрикорпоративных коммуникаций
Для повышения их эффективности рекомендуется ряд правил.
Информация для персонала, в принципе знакомого с компанией, должна иметь актуально-новостной характер. Поэтому печатные материалы должны выходить регулярно.
Для уменьшения стоимости публикации некоторые из них могут содержать рекламу. Поэтому форма подачи материала должна удовлетворять интересам рекламодателя.
Подбор информации должен учитывать возможность попадания ее к конкурентам.
Все желающие должны иметь возможность задать вопросы редакции. Внутренние публикации обеспечивают отличный механизм для обратной связи, поскольку сотрудники при непосредственной встрече с руководителем не всегда решаются на обсуждение конфликтных вопросов.
Рассмотрим некоторые особенности основных средств печатной внутрифирменной коммуникации.
Информационный бюллетень - наиболее часто используемая форма внутренней периодической публикации.
Стенгазета. Чтобы газета стала действенным каналом общения, важно, чтобы как можно больше сотрудников выражали в ней свое отношение к волнующим их вопросам: новостям, проблемам, событиям, мероприятиям корпоративной культуры низовых, первичных подразделений организации.
Ежегодный отчет является эффективным ПР-инструментом. В результате оглашения конкретных цифр и фактов сотрудники получают полное представление о готовых итогах развития и перспективах роста компании.