Общемировые тенденции дальнейшего совершенствования национальных моделей корпоративного управления: элементы унификации и дифференциации

Англо-американская модель корпоративного управления.

Особенности англо-американской системы корпоративного управления непосредственно связаны с особенностями акционерной формы собственности, и, главным образом, с отсутствием в английских и американских корпорациях значительных доминирующих над другими, инвесторов.

Акционерный капитал этих корпораций в значительной мере распылен. Большое количество корпораций не имеет в своих реестрах ни одного индивидуального или институционального акционера, доля которого составляла бы больше одного процента от совокупного капитала. Таким образом, ни одна группа акционеров не может предъявить претензий на особое представительство в ряд директоров. Другой довольно важной особенностью является то, что большинство акций, которые не принадлежат индивидуальным инвесторам, сконцентрированы в руках институциональных инвесторов - пенсионных и взаимных (паевых) фондов. Эти инвесторы, в руках которых сконцентрировано больше 50% акционерного капитала выступают, в роли финансовых менеджеров: они не стремятся к представительству в советах директоров и, как правило, избегают брать на себя ответственность, которая вытекает из права собственности, за компании в которых они имеют значительные пакеты акций [58].

Такая распыленность акционерного капитала значительно облегчает переток акций от одних собственников к другим: мелкому акционеру значительно проще принять решение о продаже принадлежащих ему акций, чем большому, для которого часто продажа его пакета означает изменение стратегических планов и может повлечь за собой потери, связанные с изменением курсовой стоимости акций определенной компании (в результате значительного разового их предложения на рынке). При таких обстоятельствах, как английский, так и американский рынки ценных бумаг отличаются высокой эффективностью и ликвидностью, которая делает продажу пакетов мелкими инвесторами быстрым и технически легко осуществляемым дело. Слияние, поглощение, покупки компаний - широко распространенная практика на таких фондовых рынках.

Американские корпорации имеют, как правило, одноуровневую структуру собственности. В типичной американской корпорации большая часть акций (98-99%) принадлежит акционерам, приобретшим их на публичном фондовом рынке. Акционерами компании являются как отдельные лица, так и инвестиционные фонды. Примерно 1-2% принадлежат инсайдерам компании - менеджерам и членам совета директоров [53].

Чаще всего самым крупным акционером является инвестиционная компания., так как только она имеет достаточно крупный пакет акций для обязательной регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Семьи основателей не играют никакой роли в управлении компанией, а принадлежащая им доля акций настолько мала, что не требует регистрации в SEC. Бизнес-групп практически нет. Фирмы, прошедшие листинг на бирже, как правило, не владеют на постоянной основе акциями других фирм, имеющих листинг на бирже.

В таблице 2.3 представлены крупнейшие корпорации США по рейтингу Fortune Global 500 в 2010г.

Таблица 2.3

Крупнейшие корпорации США по версии Fortune Global 500 в 2010 г.

Рейтинг в США

Компания

Рейтинг Global500

Оборот, млн. долл. США

1

2

3

4

1

Wal-Mart Stores

1

408,214

2

Exxon Mobil

3

284,650

3

Chevron

11

163,527

4

General Electric

13

156,779

5

Bank of America Corp.

15

150,450

6

ConocoPhillips

17

139,515

7

AT&T

21

123,018

8

Ford Motor

23

118,308

9

J.P. Morgan Chase & Co.

25

115,632

10

Hewlett-Packard

26

114,552

11

Berkshire Hathaway

28

112,493

12

Citigroup

33

108,785

13

McKesson

34

108,702

14

Verizon Communications

35

107,808

15

General Motors

38

104,589

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6