Современное состояние модели корпоративного управления в Украине
На начальном этапе формирования рыночных отношений в Украине становление корпоративного предпринимательства, а вслед за этим формирование и утверждение системы корпоративного управления и ее принципов столкнулись с целым рядом довольно серьезных объективных трудностей. Речь идет о таких общеизвестных факторах, как разрыв связей предприятий, входивших ранее в единый народнохозяйственный комплекс, полное отсутствие инфраструктуры рынка, технико-технологическая отсталость многих крупных предприятий и неподготовленность или даже отсутствие управленческого персонала, способного эффективно работать в рыночных условиях, отсутствие достаточных объемов накопленного капитала, несовершенство финансовой системы страны [60].
По результатам анализа корпоративного управления в разных странах выделены основные факторы, которые определяют формирование национальных моделей корпоративного управления. К ним принадлежат особенности проведенной приватизации, содержание законодательной регламентации разных аспектов корпоративного управления, уровень развития фондового рынка, характер участия государства в корпоративном управлении.
Формирование корпоративного управления в Украине происходило под влиянием указанных выше основных факторов. Но вместе с тем, особенности становления корпоративного управления в нашей стране определили ряд специфических обстоятельств:
- прохождение процесса приватизации в три этапа (приватизация отдельных предприятий, массовая приватизация, приватизация за средства);
- недостаточность знаний и опыта отечественных специалистов в рыночной сфере; льготное участие в приватизации отдельных предприятий, его работников и менеджеров;
отсутствие законодательной поддержки и соответствующего уровня развития фондового рынка;
несовершенство законодательной базы для формирования корпораций и рационального управления ими; преимущество "внутренней" системы корпоративного управления, без достаточного использования преимуществ "внешнего" подхода к управлению;
невысокий уровень защиты меньшинства акционеров.
В настоящее время корпоративный сектор Украины играет ведущую роль в социально-экономическом развитии страны. Именно здесь производится 75% ВВП и сосредоточено более 60% промышленно-производственного потенциала. По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в Украине насчитывается около 17 млн. акционеров - это почти половина взрослого населення страны, а корпоративный сектор объединяет 12000 открытых и 22000 закрытых акционерных обществ [56].
В то же время, как уровень управления государственными корпоративными правами значительно отстает. Наше государство, как собственник, если и вкладывает денежные средства, то только в ограниченное число отраслей. Бюджетные ассигнования в общей сумме инвестиций составляют всего 6,2%.
Управление государственными корпоративными правами являются составной общего процесса управления государственной собственностью, однако имеет свою специфику, свои экономические, организационные и законодательные особенности. Специфика состоит в том, что государство в большинстве случаев имеет ограниченное влияние на деятельность предприятий, в которых она имеет свою долю.
В то же время до сих пор не создано необходимых институциональных предпосылок установления эффективных механизмов корпоративного управления, формирования в этой сфере профессиональной культуры и международных стандартов. Подавляющее большинство акционерных обществ были созданы на базе государственных предприятий, которые работали под жестким давлением плановой экономической системы. После ее распада и приватизации государственных объектов государство практически отстранилось от управления ими.