Приближение национальных стандартов корпоративного управления к общемировым тенденциям
Основные направления долгосрочной реформы законодательства Украины можно определить следующим образом:
- завершение судебной реформы и создание в Украине системы независимых судов, функционирование которой будет обеспечивать соблюдение законодательства, в том числе в корпоративном секторе;
- проведение полноценной административной реформы, в ходе которой функции государственного управления и контроля над предпринимательской деятельностью получат адекватное урегулирование;
- согласование норм корпоративного законодательства с Гражданским, Хозяйственным кодексами и другими законодательными актами;
- дальнейшее развитие и консолидация законодательства, направленного на раскрытие информации о корпоративной деятельности, обеспечение ее прозрачности, адресности и эффективности использования именно в корпоративной сфере.
Учитывая, что процесс институциализации модели корпоративного управления в Украине продолжается, это может способствовать формированию модели, которая отвечает международным стандартам корпоративного управления, или создать специфическую модель, которая будет не только учитывать специфику страны, но и быть интегрированной в рыночную экономику.
Одной из особенностей корпоративного управления является сбалансированность интересов, т.е. интересы всех участников корпоративных отношений, соблюдаются и не нарушаются при работе корпорации. Одним из средств обеспечения сбалансированности корпоративного управления является следование принципам, стандартам, кодексам и рекомендациям в области корпоративного управления, а также наличие цивилизованного решения возникающих корпоративных конфликтов.
Несмотря на отличия национальных кодексов корпоративного управления по содержанию, масштабам и детализации, большинство из них основываются на равном отношении ко всем акционерам, чьи права должны соблюдаться; подотчетности совета директоров и менеджмента; раскрытии информации и прозрачности, то есть своевременном и полном предоставлении финансовой и иной отчетности; ответственности за соблюдение интересов миноритарных акционеров и других групп интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведенного исследования в работе сделаны следующие выводы:
. Обобщив наиболее распространенные в мировой практике подходы к определению корпоративного управления, наиболее полным определением корпоративного управления можно считать следующее:
корпоративное управление - это объединение норм законодательства, нормативных положений и практики хозяйствования в частном секторе, которое позволяет обществам привлекать финансовые и человеческие ресурсы, эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и таким образом продолжать свое функционирование, увеличивая долгосрочную экономическую стоимость путем повышения стоимости акций и соблюдать при этом интересы акционеров и общества в целом.
. В работе проведена сравнительная характеристика существующих моделей корпоративного управления, а именно: англо-американской, континентальной, японской, обозначены предпосылки их формирования. К основным признакам каждой модели корпоративного управления отнесены: степень концентрации акционерного капитала, механизмы корпоративного контроля, требования к раскрытию информации для корпораций. Основные отличия заключаются в составе ключевых участников корпоративных отношений и полномочиях органов управления, в специфических механизмах взаимодействия участников акционерного общества и заинтересованных сторон.
В приведенных моделях свойственные им черты не являются вазимоисключающими, а конкретные компоненты, какие присущи отмеченным моделям, взаимно "проникают" в разных странах мира, что может свидетельствовать не только об отсутствии "чистых" институциональных национально направленных подходов, но и об отсутствии явных преимуществ или недостатков одной из моделей. При этом следует учитывать, что формирования приведенных моделей, которые есть комбинацией деловой практики, правового обеспечения и норм корпоративной этика и культуры, происходило в подобных условиях, в течение всего периода индустриализма, а их развитие не прекращается и в условиях информационной цивилизации.
. На основании проведенного анализа определены элементы унификации и дифференциации существующих моделей корпоративного управления, что дало возможность сделать вывод об усилении их унификации.
К унифицированным чертам всех национальных моделей можно отнести: высокие требования к раскрытию информации («прозрачности»); параллельный процесс усиления правомочий органов управления акционерными обществами и контроля за органами управления со стороны акционеров; обязанности Совета директоров; защиту прав мелких акционеров и кредиторов, повышение роли фондового рынка; регламент выпуска акций, изменения уставного капитала, введение требований недопустимости увеличения прибыли за счет основного капитала.