Приближение национальных стандартов корпоративного управления к общемировым тенденциям
. Обязанности совета директоров (совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль над работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом).
На национальном уровне развитие корпоративного законодательства не может быть правильно оценено без учета взаимного влияния норм других стран. Достижения корпоративного права очень быстро воспринимаются законодательством и практикой других стран, поэтому право акционерных обществ в каждой стране создается усилиями всех стран мира [45]. При этом унификация происходит не при помощи международных договоров, а преимущественно путем односторонней рецепции понятий, конструкций и институтов иностранного акционерного права.
Принципы корпоративного управления имеют рекомендательный характер и рассчитаны на добровольное применение. Главным стимулом к их соблюдения обществами являются экономическая целесообразность и объективно существующие требования рынка по привлечению инвестиций.
Основываясь на положениях этого документа и индивидуальных особенностях, общества должны творчески и гибко внедрять собственные системы корпоративного управления, постоянно их оценивать и совершенствовать.
Внедрение на практике Принципов корпоративного управления должно осуществляться обществами, в частности, путем:
повседневного добровольного применения принципов и рекомендаций относительно эффективного корпоративного управления;
включения во внутренние документы общества положений Принципов;
раскрытия на уровне годового отчета информации относительно соблюдения положений Принципов или аргументация причин отклонения от изложенных в них рекомендаций.
Этот документ имеет эволюционный характер и будет совершенствоваться с учетом развития законодательства об акционерных обществах.
Выводы к разделу 3
Существующий в настоящее время механизм корпоративного управления не в полной мере отвечает требованиям времени, уровню развития производительных сил, классическим зарубежным образцам. Именно поэтому со стороны отечественных ученых этим вопросам уделяется особое внимание.
Переход экономики Украины на рыночные механизмы функционирования характеризуется трансформацией форм ведения хозяйства, перераспределением собственности и поиском наиболее эффективных организационных форм организации бизнеса. Разгосударствление собственности, процессы приватизации способствовали формированию корпоративного сектора украинской экономики, созданию разных форм объединений, в частности крупных промышленных и промышленно-торговых акционерных обществ, финансово-промышленных групп, холдинговых и транснациональных компаний.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что украинская модель корпоративного управления находится на стадии формирования, вбирает у себя черты разных классических моделей, которые являются адекватными в разные периоды развития транзитивной экономики.
В начальный период постприватизационного развития распыленность пакетов акций давала повод для сравнения корпоративной модели с англо-американской, потом процессы концентрации дали основание сравнивать ее с немецкой моделью корпоративного управления. Однако корпоративные институты не смогут быть эффективными, если они не будут согласованно действовать с институтами макроэкономического уровня.
Растущее стремление как инвесторов, так и эмитентов акций работать на международном рынке капитала вызывает необходимость принятия общих стандартов и ценностей, таких, как повышение стоимости компании для акционеров, определение инвестиционных приоритетов, обеспечение конкурентного уровня дохода на одну акцию и др. Институциональные инвесторы настаивают также на том, чтобы компании уважали международные нормы корпоративного управления, а менеджеры и акционеры с контрольным пакетом акций - интересы мелких инвесторов в части прозрачности и порядка осуществления корпоративного контроля, особенно на общих собраниях акционеров. Таким образом, компании дополнительно к правовым и институциональным переменам вынуждены адаптировать свое поведение и к требованиям глобальных рынков капитала.
Можно отметить значительные диспропорции в правовом регулировании деятельности корпораций. С одной стороны, довольно динамично развивается законодательство, направленное на обеспечение государственного контроля над деятельностью акционерных обществ, что объясняется активной позицией ГКЦБФР, с другой стороны - развитие корпоративного законодательства, которое должно устанавливать правовой режим отношений «внутри» корпораций, значительно задерживается. Эти проблемы существенно углубляются и обостряются в связи с отсутствием рыночного гражданского законодательства, а также незавершенностью административной и судебной реформы в Украине.