Пути совершенствования деятельности туристической фирмы по вопросам мотивации
Таким образом, мотивация персонала зависит от качества подбора, эффективного введения в должность и обучения, системы материального стимулирования, нематериальных факторов, качества организации компании, стиля руководства и т.д.
Эффективная мотивационная среда на предприятии позволяет повысить отдачу от персонала, снизить затраты на него, уменьшить зависимость бизнеса от человеческого фактора сотрудников, повысить лояльность работников и улучшить обстановку в компании.
Заключение
Мотивация сотрудников занимает одно из ведущих мест в управлении персоналом, поскольку выступает причиной их поведения.
В зависимости от характера мотивационной средств у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения. Это явление необходимо учитывать при организации любой деятельности людей.
Направление работников на достижение целей организации является главной задачей руководства персоналом. В результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников, вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства значение мотивации в управлении персоналом более возросло, а так же усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.
Сегодня для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициатив работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореалиции личности.
Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний.
Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов.
Мотивационная среда организации - это условия, которые оказывают влияние на успешную деятельность сотрудников по достижению поставленных целей и задач.
Для реализации мотивационной среды в организации необходимо наличие следующих условий.
· Четко определенные ожидания компании результатов от сотрудников. Каждый сотрудник должен понимать, что хотят получить от его профессиональной деятельности. Например, торговый представитель должен знать, какое количество новых клиентов ему необходимо посетить за один день.
· Должна существовать действующая система вознаграждений за высокие результаты и достижения. Вознаграждение может носить материальный и нематериальный характер.
· Результаты, которые стремится получить компания, должны быть измеримы. Оценка деятельности сотрудников - объективной.
· Сотрудники должны быть уверены в объективной оценке их работы.
· Необходимо знать, как сотрудники оценивают свои достижения.
· Наличие возможности проявить свои творческие способности.
· Информированность сотрудников.
· Взаимоотношения с коллегами.
· Рабочая атмосфера в компании.
Материальная мотивация реализуется через ряд каналов: систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам, практически также являющимся материальными, мировая практика относит: оплату за счет фирмы транспортных расходов, субсидии на питание, помощь в оплате расходов на образование, оплачиваемые за счет фирмы медицинские обследования, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, расходы работодателя на страхование жизни работников и их иждивенцев, страхование от несчастных случаев и т.п.
Социальные, или моральные, стимулы основаны на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.
В теории мотивации обычно выделяют содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные теории стараются определить потребности людей, побуждающие их к действию, особенно при определении объемов и содержания работ. Наибольшее значение для современных концепций мотивации имели концепции А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд, К. Алдерфер.
Процессуальные теории мотивации
Очевидно, что поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности.