Сущность мотивации
Для эффективного стимулирования труда нужно согласованное воздействие на три элемента труда:
носителя труда (работника) и его мотивацию;
процесс труда (его характер, содержание, организацию);
среду их соединения (структуры, технология, формы, ситуации).
Сам труд может выступать инструментом как стимулирования работника, так и его мотивации. Труд, который осуществляется под воздействием внешних факторов и усиливающих их значимость, является стимулирующим, а труд, реализующий и развивающий мотивацию, - мотивирующим [7, с. 46].
Характерными стимулами воздействия на персонал могут выступать:
материальные побудители (деньги или товары, услуги и льготы по их приобретению);
возможности отличия, получения наград, завоевания престижа и личного влияния;
желаемые физические условия работы (отдельный кабинет, спокойная обстановка, тишина, наличие персональных средств информации и связи) и отдыха, воспроизводства собственного здоровья и здоровья и комфорта членов своей семьи;
гордость за свой талант как профессионала;
демонстрация личностной сопричастности большим и важным событиям;
возможность реализации своих идеологических, патриотических и других установок, предпочитаемых стереотипов деятельности и поведения [6, с. 70].
Общими принципами стимулирования труда в условиях рыночных отношений являются гибкость в определении размеров заработной платы и поощрений в зависимости от результатов индивидуального и коллективного труда, гибкость режимов занятости, участие работников в прибылях и доходах, субсидирование работников, оплата их творческих командировок, переподготовки, оздоровления и др.
В.Г. Афанасьев писал, что «в отличие от директивного, прямого воздействия воздействие стимулирующее является опосредованным, дистанционным.
Стимулирование предполагает создание такой ситуации, которая внутренне побуждает личность к поступкам, нужным обществу, коллективу. При этом личность сама выбирает именно такие действия, поскольку для этого создаются все необходимые и достаточные условия» [8, с. 247].
Место и взаимосвязи стимулов целесообразно выразить в следующей логической схеме: «потребности-интересы-цели-воля-нормы-стимулы-мотивы (установки)». Стимулы и есть та совокупность средств, форм, методов, ресурсов, которыми располагает субъект управления и которые он использует в процессе управления. Они не противостоят воле и нормам, т.е. власти и ее регулирующему влиянию, а дополняют и обеспечивают их. Именно стимулы развивают инициативу, творчество, активность, желание сделать больше и лучше, другими словами, мотивы. Стимулы ведут к удовлетворению потребностей и интересов людей, порождают новые и тем самым способствуют постоянной динамике их поведения и деятельности. Потребности человека сложны и многообразны. Большую часть этих потребностей человек рассчитывает удовлетворить за счет труда и в процессе трудовой деятельности. Очень важно, чтобы система мотивации труда позволяла человеку удовлетворять свои потребности [3, с. 163].