Анализ рыночной позиции ООО "Кузбасс-Сервис"
На усиление власти поставщиков в отрасли повлияла экономическая ситуация, создавшаяся вследствие мирового финансового кризиса. Снижение спроса на металлопрокат, в том числе и рельсы, снизило эффекттивность работы главного поставщика металлопродукции - ОАО "НКМК". Начались сбои в производстве. За 2009 г. в ОАО "НКМК" производство рельсов снизилось на 20,8%. Неритмичность производства привела к неритмичности закупа продукции ОАО "НКМК" фирмами аналогичными ООО "Кузбасс-Сервис".
ОАО "НКМК" является фактически монополистом в области производства рельсовой продукции. Некоторые виды продукции ОАО "НКМК", например, трамвайные рельсы, выпускаются только на данном предприятии.
Выпуск продукции производится периодически. То есть, в настоящее время изготавливаются рельсы типа Р-65 (НЭ), а через месяц - рельсы типа Р-65 Т1 т/о. Поэтому фирмам, чтобы пополнить свой ассортимент, необходимо постоянно отслеживать виды изготавливаемой продукции.80% рельсовой продукции ОАО "НКМК" закупает ОАО "Российские железные дороги". На остальные 20% ОАО "НКМК" заключила договоры поставки с другими фирмами, в том числе и с ООО "Кузбасс-Сервис". Понятно, что впервую очередь продукция поставляется на ОАО "РЖД".
Также организация реализует продукцию Новосибирского стрелочного завода. Данная продукция реализуется в основном для ОАО "РЖД".
Поэтому власть поставщиков продукции, реализуемой ООО "Кузбасс-Сервис" очень сильна.
2) Рыночная власть потребителей.
Угрозы со стороны потребителей в настоящее время характеризуются в основном снижением спроса.
Некоторые фирмы (например, ОАО "Воркутауголь", с которыми работает ООО "Кузбасс-Сервис"), из-за финансового кризиса имеют нестабильное финансово-экономическое положение, некоторые несут убытки. Поэтому рынок с настоящее время уменьшился в объеме. То есть количество покупателей продукции уменьшилось. Покупатели начинают диктовать свои условия - снижать цену, расходы на доставку и т.д.
За последний год в ООО "Кузбасс-Сервис" объем продаж упал на 55%. Это подтверждает усиление власти покупателей на рынке.
3) Угрозы появления заменителей продукции, предлагаемой ООО "Кузбасс-Сервис" нет. Продукция организации уникальна. Но существует угроза снижения спроса на продукцию, вследствие того, что потенциальные покупатели вместо покупки новой продукцию осуществляют ремонт старой. Например, чтобы не покупать новые рельсы, старые рельсы ремонтируются путем наплавки на сносившиеся поверхности.
Модель М. Портера ООО "Кузбасс-Сервис" представлена в Приложении Г.
Таким образом, по результатам анализа рынка металлопродукции г. Новокузнецка, в краткосрочной перспективе возможно значительное увеличение власти поставщиков и потребителей. Угрозы со стороны имеющихся конкурентов расцениваются как высокие, поскольку фирмы в условиях кризиса стараются внедрять новые маркетинговые инструменты для увеличения объема продаж.
Анализ отрасли и ее влияния на деятельность ООО "Кузбасс-Сервис" является необходимым для правильного поведении фирмы на рынке. Для этого проведен SWОТ-анализ ООО "Кузбасс-Сервис" (таблица 4).
Таблица 4 - SWОТ-анализ ООО "Кузбасс-Сервис"
Сильные стороны 1. Есть постоянные клиенты 2. Финансовое положение стабильное 3. Большой ассортимент продукции |
Слабые стороны 1. Снижение товарооборота из-за снижения спроса 2. Небольшой штат предприятия 3. Короткий период работы на рынке |
Возможности 1. Создание корпоративной культуры фирмы 2. Повышение профессионализма персонала фирмы 3. Привлечение новых потребителей на более выгодных условиях путем создания новых услуг, которые будут привлекательны для клиентов |
Угрозы 1. Увеличение конкуренции из-за сильной власти покупателей и поставщиков 2. Снижение спроса вследствие того, что в результате экономического кризиса снизились доходы конечных потребителей |