Классификация методов менеджмента
.2.1 Административные методы управления, их сущность, достоинства и недостатки
Необходимость административных методов исходит из того, что любой человек, приходя в организацию, принимает на себя определенные обязанности и ответственность за качественное выполнение соответствующей работы и в известной мере ответственность за результаты деятельности организации в целом, поэтому необходима некоторая группа методов, с помощью которых определяются:
- место отдельных работников и их групп в организации;
их права, обязанности и мера ответственности;
- способы координации их действий в процессе трудовой деятельности.
Такими методами и являются административные методы, которые:
- требуют от работников минимально допустимой результативности, не достигая которой человек будет просто уволен;
оказывают прямое воздействие на волю людей, что выражается в однозначности отдаваемых распоряжений и в их обязательном выполнении;
носят безвозмездный характер, не предусматривающий получения вознаграждения;
требуют наличия и использования действенной системы контроля их исполнения;
требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий;
являются наиболее эффективными в примитивных ситуациях;
позволяют установить строгую дисциплину в организации;
обеспечивают выбранную технологию производства и управления;
- не способствуют развитию творческого начала личности и поэтому зачастую негативно оцениваются персоналом;
- приводят к концентрации власти.
Административные методы делятся на организационные, распорядительные и дисциплинарные [6, с. 96].
Организационные методы ориентированы на использование в типовых ситуациях и делятся на регламентирование, нормирование и инструктирование.
Сущность регламентирования заключается в установлении статуса и целей функционирования, полномочий, прав и ответственности, правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.
В качестве такого объекта может рассматриваться:
- организация в целом, и тогда основным регламентирующим документом является устав организации;
структурное подразделение (положение о подразделении);
должность в аппарате управления (должностная инструкция или положение о должности);
отношения между организацией и персоналом (правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и увольнений).
Широкое и грамотное использование организационных методов, закрепление организационных воздействий в неписаных стандартах поведения персонала снижают необходимость частых распорядительных воздействий и сокращают нагрузку на используемые социально-психологические методы.
Нормирование как метод воздействия на работников и коллективы использует нормы, которые имеют конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характер и являются основой для разработки норМосква
Выделяются следующие основные виды нормирования:
численности, т. е. определение количества людей, необходимых для выполнения определенной работы;
- выработки и обслуживания, т. е. определение количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг;
управления, т. е. определение количества подчиненных у одного руководителя;
расхода ресурсов, т. е. определение количества ресурсов, расходуемых при выполнении какой-либо работы.
Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование делится, с одной стороны, на устное и письменное, с другой стороны, на индивидуальное и коллективное.
Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в форме:
- приказа - документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, определено должностное лицо, осуществляющее контроль исполнения заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия;
постановления - принимаются на уровне организации совместно администрацией и общественными организациями;