Классификация методов менеджмента
Среди социально-психологических методов менеджмента можно выделить социологические исследования, соревнование, преодоление и использование конфликтов, методы морального поощрения и порицания, психологическое влияние, убеждение; методы планирования и развития карьеры сотрудников [18, с. 80].
Социологические исследования в современном менеджменте играют двойственную роль:
- с одной стороны, они являются источником информации о социальных проблемах организации, подразделений и социальных групп;
с другой стороны, с их помощью можно оказывать непосредственное воздействие на персонал организации.
Соревнование между сотрудниками и подразделениями основывается на вполне естественном желании человека - быть лучше других. К этому способу активизации внутренних мотивов повышения результативности многие относятся скептически. Основа этого скепсиса лежит в соцсоревнованиях времен Советского Союза.
Реализовываться соревнование может одним из следующих способов (или их совокупностью):
1) выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение его результатов, благодаря чему возможна смена лидера;
) установление стандартов поведения и производительности в различных областях деятельности предприятия;
3) поддержание социальной преемственности передового опыта, что достигается проведением различных конкурсов, работой кружков качества, поощрением передовиков производства, празднованием успешного завершения важных для организации работ.
Основными требованиями, предъявляемыми к методам морального поощрения, являются:
- моральное поощрение необходимо распространять на всех работников, которые показали стремление к улучшению результатов трудовой деятельности, а не только на передовиков;
моральное поощрение необходимо проводить в торжественной обстановке;
обеспечение сравнения результатов в различных областях деятельности.
Методы морального порицания можно применять только при условии убеждения, что они принесут желаемый результат. Обязательное требование к ним - индивидуальный подход [2, с. 159].
МЕСТО И РОЛЬ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА УП «БУМАЖНАЯ ФАБРИКА» ГОЗНАКА
Характеристика предприятия
Бумажная фабрика основана в 1902 году. С 1971 года фабрика работала как подразделение бумажно-лесохимического завода.
Решением Совета Министров Республики Беларусь бумажно-лесохимический завод реорганизован с выделением из его состава бумажной фабрики, которая передана в подчинение Комитета государственных знаков.
После перерегистрации 31 мая 2002 года «Бумажная фабрика» Департамента государственных знаков Министерства финансов Республики Беларусь является республиканским унитарным предприятием, находится в ведении Департамента государственных знаков Министерства финансов Республики Беларусь и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Предприятие действует на основании Устава и в своей деятельности руководствуется законом «О предприятиях в Республике Беларусь» и другими законодательными актами Республики Беларусь в приложении 1.
В своем составе фабрика имеет обособленное структурное подразделение УП «Бумажная фабрика» Гознака филиал «Нивки», который расположен по адресу Борисовский район д. Нивки. Основными видами деятельности филиала является производство продукции растениеводства и животноводства. В состав фабрики входят основные производственные цеха: бумажный цех; полиграфический цех №1; полиграфический цех №2.
Бесперебойную работу основных цехов обеспечивают вспомогательные участки: ремонтно-механический; транспортный; электроучасток; ремонтно-строительный участок: участок водоснабжения, канализации и вентиляции; служба автоматизации и метрологии.
Обеспечением сырьем и материалами занимается отдел материально-технического снабжения. Обеспечением заказами производства - отдел маркетинга. Сбыт готовой продукции производит отдел реализации.
Основными целями деятельности предприятия являются:
хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли;
удовлетворение материальных, экономических и иных интересов трудового коллектива.
Уставный фонд предприятия составляет 22 (Двадцать два) миллиона рублей, сформирован за счет фонда пополнения собственных оборотных средств. Уставный фонд подлежит увеличению или уменьшению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности УП «Бумажная фабрика» Гознака
По результатам работы в 2008-2010 годах предприятие можно охарактеризовать как стабильное и экономически эффективное.