Теории мотивации
На сегодняшний день существует два вида теорий мотивации: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации фокусируют внимание на внутренних факторах индивида: потребностях, целях, мотивах, которые дают импульс, направляют, поддерживают и изменяют поведение. Таким образом эта группа теорий делает основной упор на особенности людей. Практическое значение этой группы теорий заключается в мнении. Так как люди уникальны, то менеджерам необходима осведомлённость о различных потребностях, целях и намерениях людей.
Они включают:
А) Иерархия потребностей Маслоу;
Б) Модель мотивации Алдерфера;
В) Двухфакторная модель Герцберга;
Г) Теория приобретаемых потребностей МакКлеланда;
Процессуальные теории мотивации оценивают, объясняют и анализируют процессы импульса, направления, поддержания и прекращения данного поведения. Их цель определить, как человек распределяет усилия для достижения целей и как выбирает конкретный вид поведения. Каждая из таких теорий имеет свою направленность. Они включают в себя:
А) Теория ожидания Врума;
Б) Теория справедливости Адамса;
В) Модель Портера - Лоулера[4,с. 209];
Содержательные теории:
Иерархия потребностей Маслоу:
Широко известная концепция иерархии потребностей, разработанная американским психологом Абрахамом Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:
· Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей,
которые могут быть объединены в отдельные группы;
· Группы потребностей находятся в иерархическом расположении;
· Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворённые потребности не мотивируют людей;
· Если одна потребность удовлетворяется, то на её место выходит другая неудовлетворённая потребность;
· Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
· Потребности, находящиеся ближе к основанию "пирамиды", требуют первостепенного удовлетворения;
· Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как, в общем, удовлетворены потребности более низкого уровня;
· Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, чем потребности нижнего уровня[2,с 325];
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей:
Вторичные:
В самовыражении, в уважении, социальные.
Первичные:
В безопасности, физиологические.
Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более сильной и важной. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации
поведения человека через его потребности бесконечен.[10,с. 278]
Физиологические потребности:
Потребности, которые являются необходимыми для жизни и существования. Они включают потребности в еде, питье, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
Маслоу пишет об этом следующее: "За отправную точку при создании мотивационной теории обычно принимаются специфические потребности, которые принято называть физиологическими позывами…Физиологические потребности - самые насущные, самые мощные из потребностей. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня". С точки зрения мотивации труда мы рассматриваем их как материальные, к которым относим потребность в стабильной заработной плате, а так же других денежных вознаграждениях. Удовлетворение потребностей данной группы возможно методами материального стимулирования.[12,с. 311]