Теории мотивации
) обеспечить обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности;
Потребность в самовыражении:
Это потребность в реализации своих потенциальных возможностей в росте как личности. По Маслоу, основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Сюда входит потребность приносить людям добро. У разных людей потребность в самовыражении выражается по-разному.
Для удовлетворения потребности в самовыражении работников следует:
1) обеспечить возможность для обучения и развития, которые бы позволили полностью использовать потенциал;
2) давать подчинённым сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи;
) поощрять и развивать творческие способности;
Модель мотивации Алдерфера:
Аьдерфер, как и Маслоу, объединяет потребности человека в группы:
1) потребности существования - физиологические и потребности в безопасности;
2) потребности взаимосвязей - стремление получить поддержку, признание;
) потребность роста - побуждает человека к реализации своих потребностей, к самоутверждению, самовыражению[1,с 240] ;
Эти группы отличаются от групп Маслоу тем, что движение от потребности к потребности происходит не только снизу вверх, но ив обе стороны. Наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом неудовлетворённая потребность более высокого уровня усиливает действие потребности более низкого уровня и человек переключается на удовлетворение этих потребностей, даже если они были полностью удовлетворены. Движение с более высокого уровня на более низкий Аьдерфер называет фрустрацией, т.е. разочарованием, крушение надежды на удовлетворение.[3, с. 171]
Двухфакторная модель Герцберга:
Основана так же на потребностях людей. Герцберг выделил две категории , которые назвал гигиеническими факторами и факторами мотивации. К первой группе относят внешние по отношению к работе, которые снимают неудовлетворённость работой. Их ещё называют факторами здоровья. К ним можно отнести: нормальные условия труда, достаточная заработная плата, политика фирмы и администрации, межличностные отношения с начальниками, коллегами, подчинёнными, степень непосредственного контроля над работой, статус. Ко второй группе относятся факторы присущие работе. Это мотивирующие факторы или мотиваторы. К ним относятся: успех, продвижение по службе, признание результатов работы, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Мотивацию по Герцбергу, следует воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует человека в конкретной ситуации, может не оказать на него никакого воздействия в другое время.[12,с. 156]
Теория приобретаемых потребностей МакКлеланда:
Модель мотивации опирается на потребности высших уровней. Её автор считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Потребность во власти проявляется, как стремление контролировать ход событий и воздействовать на других людей. Потребность в успехе и достижении целей выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении их ставит и брать на себя ответственность за их осуществление. Потребность в причастности проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими.[10,с. 173]