Методологическое обеспечение формирования и применения моделей профессиональной компетентности управленческих кадров
Методологическое обеспечение формирования и применения моделей профессиональной компетентности управленческих кадров
Необходимость определения состава и способов комбинации факторов позволяющих получить конкретный результат по кадровому обеспечению государственного и муниципального управления обусловливает возникновение понятия <морфология модельного обеспечения деятельности по подготовке и комплектованию управленческими кадрами>. Рассмотрим содержание данного понятия.
Как известно, [1] структуры бывают логические, временные и пространственные. Основанием и материалом для типологии структур служат виды отношений и компоненты составов технологии деятельности по обучению (алгоритмов, методик, программ и т.п.).
Логическая структура образуется путем выявления (или задания) любых логических отношений или использования логических операций.
Пространственные структуры образованы отношениями типа «близость-удаленность, направление» в физическом пространстве или на чертеже, а также отношениями «сходство-различие» в абстрактных пространствах свойств, признаков, параметров, состояний и т.п., описывающих компоненты деятельностей. Результат разделения целей, функций, задач, этапов деятельности на основе выделения существенных признаков, свойств, связей, присущих тому или иному классу - один из примеров формирования пространственной структуры. Следует отметить, что с процессуальной стороны классификация должна рассматриваться как метод логического мышления, функциональное предназначение которого состоит в упорядочении некоторой совокупности предметов, процессов, явлений и представления их в виде пространственных структур.
Временные структуры определяются отношениями «раньше-сейчас-позже», эквивалентными порядку во времени. Примером временных структур в деятельности может служить распределение затрат времени на различные этапы и работы.
Всякая деятельность заключается в решении поставленных задач (процесс и результат) и состоит из действий и взаимодействий специалистов. Деятельность может быть алгоритмизирована в той мере, в какой выявлены, определены, осознанны, официально закреплены в документах и знаниях субъектов задачи и нормы деятельности.
Применительно к решению проблемы модельного обеспечения подготовки и комплектования управленческими кадрами и, в частности такой ее составляющей, как разработка алгоритмов деятельности в виде логико-математических средств для выражения нормативов и задач деятельности, на первый план выходит проблема познания деятельности. Выделяются два вида познания деятельности - учебное и научное [1,5]. Основной функцией учебного познания является приобретение специалистом определенной квалификации, а продуктом - образно-понятийная модель деятельности у каждого ее субъекта. В дальнейшем рассмотрении понятия учебное познание и учебная деятельность (деятельность по обучению) будем отождествлять, поскольку в данном контексте под познанием понимается вид деятельности, направленный на усвоение обучаемым составных частей социального опыта в соответствии с выбранной квалификацией и целями обучения. Основной функцией научного познания является создание описаний, пригодных для практического использования в науке, обучении, производстве, а продуктом - модели и проекты деятельностей.
Представленный подход позволяет получить конструктивную основу для разработки моделей деятельности и в том числе деятельности по обучению со сколь угодной степенью детализации и расчленностью процесса на отдельные этапы и стадии.