Методологическое обеспечение формирования и применения моделей профессиональной компетентности управленческих кадров
На более высоких уровнях организации деятельности знания с такой детализацией оказываются не нужными. Объединяя под своим руководством разнородных специалистов, руководители любого ранга зачастую должны знать меньше о выполняемой работе, чем ее непосредственные исполнители.
Главная функция таких должностных лиц состоит в обеспечении взаимодействия исполнителей, а потому они должны иметь некоторые обобщенные знания о процессе достижения цели; позволяющие успешно руководить, в общем-то достаточно узкими специалистами, по отношению к которым выполняются координирующие и управляющие функции.
Стыковочными моментами между должностными лицами разного ранга являются области общих знаний (совместной компетенции), которые могут иметь разную глубину усвоения элементов, но обеспечивают надежный контакт, взаимопонимание и целенаправленность их взаимодействия в процессе труда.
Отличительной особенностью профессиональной деятельности управленческих кадров в определенной области является относительно частая смена орудий и предметов труда, перестройка его структуры. При этом сложность и дифференциация военной техники требуют углубления специальных знаний в достаточно узких областях, а быстрая обновляемость обстановки ведёт к необходимости интеграции знаний и фундаментальной теоретической подготовки. Кроме того, руководство в рамках одного коллектива большим количеством разнородных специалистов обусловливает сближение общепрофессиональных функции, требует усиления общеметодологической подготовки должностных лиц. Следовательно, кроме специальных к управленческим кадрам предъявляются еще и некоторые общие требования. Выразив таков в виде множества Wоб, путем объединения их со специальными требованиями определим множество всех необходимых специалисту конкретной сферы деятельности знаний и умений как W = Wcn U Wоб. Упорядочивание элементов этого множества по включению на основе определения системы семантических отношений между ними, обусловливаемых характером служебных перемещений должностных лиц, позволяет построить обобщенную модель специалиста (его нормативный тезаурус), Ζ= < WiR1, R2, … Rn >; W={wi(τ)}, (i=1, n), под которой будем понимать комплекс адекватной, полной и конструктивной информации о сущности профессиональной деятельности управленческих кадров в некоторой области функционирования.
Требования адекватности выполняются благодаря соответствию обобщенной модели специалиста целям функционирования рассматриваемой совокупности должностных лиц в цепочке наиболее вероятных служебных перемещений управленческих кадров. Требование полноты реализуется благодаря охвату такой моделью всех составляющих будущей деятельности специалиста. Требование конструктивности находит свое выражение в возможности использования полученной модели для определения содержания и глубины необходимой профессиональной подготовки управленческих кадров.
Таким образом, методологической основой формирования и применения моделей профессиональной компетентности состоит выступает деятельностный подход к подготовке управленческих кадров, который предусматривает:
анализ деятельности (состав, структура, развитие, функционирование, мотивы, ценности, потребности, оценивание, существование, характеристики, познание);
разработка моделей деятельности управленческих кадров;