Методологическое обеспечение формирования и применения моделей профессиональной компетентности управленческих кадров
Лишь на основе научного познания учебной деятельности можно ожидать модернизации существующих и обоснованного создания и использования новых технологий обучения, которые на данный момент времени неразрывно связаны с компьютеризацией учебного процесса, разработкой гибких автоматизированных систем обучения [3].
В учебном познании формируются внутренние, образно-понятийные модели деятельности; в научном рассматриваются и исследуются проекты деятельностей. Модель выступает как цель, результат и средство познания деятельностей.
Основной функцией учебного познания выступает приобретение специалистом квалификации
- необходимого набора знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления будущей профессиональной деятельности. Данные знания, умения и навыки выступают составными частями социального опыта людей и выделяются на основе анализа направлений, специальностей и содержания профессиональной деятельности. Имеющие наибольшее значение для эффективного выполнения определенного вида профессиональной деятельности профессионально важные качества
рассматриваются как необходимые психологические, психофизиологические и физические характеристики человека [1-6].
Сама деятельность при этом выступает исходным материалом для определения содержания, направлений и уровней
профессиональной подготовки
управленческих кадров. При этом нормативы деятельности закрепляются в нормативах обучения и могут быть представлены в виде федеральных государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования, квалификационных требований
к выпускникам вузов, разрабатываемых на их основе учебных планов и программ [5].
Следует отметить, что все представленные понятия суть модели, с той или иной степенью адекватности, отражающие различные аспекты деятельности - профессиональной и учебной. Совокупность таких понятий определяет состав модельного обеспечения деятельности управленцев и может быть представлена как начальные правила, задающие базис модельного обеспечения подготовки управленческих кадров. Между начальными правилами существуют определенного вида логические отношения позволяющие устанавливать фиксированный перечень способов комбинаций компонентов состава - структуры модельного обеспечения.
Таким образом, результатом анализа профессиональной деятельности и деятельности по обучению выступает состав и структура модельного обеспечения деятельности по подготовке управленческих кадров.
Для достижения целей создания модельного обеспечения деятельности по подготовке и комплектованию управленческих кадров требуется разработать такие оценки компонентов модели, которые позволяют coxpaнить семантику качественных описаний и добиться достаточно строгих, объективных, соотношений между составляющими компонентов модели.
Эти оценки сохраняют свое значение при трансформации составляющих компонентов модели деятельности в соответствующие описания умений и знаний при формировании модели управленческих кадров.
Подход к описанию и классификации должностных лиц делает возможным формализованное представление организационной структуры управленческих формирований различного назначения в виде некоторой ранговой кадровой системы. При этом показатели сущности деятельности каждого должностного лица Пi будут выступать в роли специфической формы задания профессиональных требований к управленческим кадрам, замещающим те или иные должности. Естественно, что организация будет функционировать тем эффективнее, чем в большей степени соответствует этим требованиям профессиональная подготовка управленца. В силу того, что любая расстановка кадров в организационных системах всегда находится в движении, эффективность управления во многом определяются содержанием обучения управленческих кадров. Поскольку процесс служебных перемещений управленцев обусловливается действием большого числа различных случайных факторов (политических, экономических, социально-демографических и др.), он не может быть описан моделями, основанными на идеях инерциальности развития во времени [2].